Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru

БИОГРАФИЯ АЛЬФРЕДА ХИЧКОКА
вернуться на главную страницу

стр.1 - стр.2 - стр.3
сокращенная биография





Сотрудничество с Майклом Бэлконом: второй этап

Несмотря на всю эту затею с покупкой у Максвелла прав на использование в названии нового фильма имени Bulldog Drummond, первая картина, снятая Хичкоком на Гамонт-Бритиш, получила название Человек, который слишком много знал. Работа над сценарием к фильму проходила в очень веселой и непринужденной обстановке и была закончена весной 1934 года. Во время подготовки сценария Чарльз Беннетт (он являлся одним из авторов рассказа, который был положен в основу сценария), Айвор Монтагю (бывший ранее монтажером двух фильмов Хичкока - Жилец и По наклонной плоскости, а теперь приглашенный работать в компанию Гамонт-Бритиш associate producer'ом фильмов Хичкока) и Ангус МакФейл (он редактировал сценарии на студии) собирались по утрам в доме Хичкока и Альмы на Кромвель Роад, чтобы обсудить идеи относительно будущего фильма. Хичкок вспоминал: "Некоторые писатели готовы работать дни напролет. Я не из их числа. Я обычно говорю: "Давайте отложим все на пару часов и поиграем". А затем мы снова возвращались к работе". Ежедневно написание сценария прерывалась на несколько часов на разного рода шутки и забавы. Зато на следующее утро команда возвращалась к работе с новыми идеями, восстановленным чувством юмора и мыслями, что такая работа, за которую им хорошо платили, - просто большая удача в этом году. Весь ход работы над сценарием подчинялся Хичкоку (Бэлкон не вмешивался в его работу). Диалоги, которые писала группа сценаристов, подлежали одобрению со стороны Хичкока и иногда исправлялись им.

Съемки фильма продолжались на студии Lime Grove с 29 мая по 2 августа 1934 года. Вся история стала праобразом большинства будущих фильмов Хичкока, основанных на триаде - саспенс, юмор, виртуозная кинематографическая техника. Выбор Лорре на роль злодея с забавной внешностью и деликатными манерами была логичной - в 1931 году тот стал всемирно известным, снявшись в роли убийцы детей в фильме Фрица Ланга "М". Хичкока и Лорре сближало также чувство юмора, чуждое условностям. Часто, когда камера была готова к съемкам, их находили где-нибудь в углу за обменом последними скабрезными историями. Иногда они пытались разыграть друг друга. Однажды Лорре громко пожаловался, что его костюм испортили на студии. Хичкок сказал ему, что тот ведет себя по-детски. Через несколько дней Лорре домой прислали такой же новый костюм из дорогого магазина (конечно его купил Хичкок) - но только детского размера. В 1937 году, когда Лорре переехал в Голливуд, Хичкок послал ему на квартиру вместе с письмом с наилучшими пожеланиями... лошадь. Лорре ответил Хичу тем же, выслав на Кромвель Роад 300 поющих канареек.

К концу сентября был закончен монтаж фильма и запись звука. Все, кто работал над картиной, были уверены, что выход ее на экраны обернется настоящим триумфом. В отличие от них, некоторые руководители студии думали наоборот. Речь идет все о том же C.M.Woolf, который раньше руководил Гейнсборо, а теперь выполнял кое-какие управленческие функции в компании Гамонт-Бритиш и замещал Бэлкона на время его отъезда в Америку по делам компании. Вульф посмотрел этот фильм и сделал заключение, как это было и раньше с другими фильмами Хичкока (Сад наслаждений, Жилец), что картина никуда не годится, т.к. представлеят собой полный нонсенс. Он даже хотел поручить переснять ее другому режиссеру, но не мог принять такое серьезное решение до возвращения Бэлкона. Но тут снова (как и в случае с тем же Жильцом) на помощь Хичкоку пришел Айвор Монтагю. Он пошел к Вульфу и напомнил ему, что Бэлкон рассчитывал, нанимая Хичкока, что эта его картина поднимет престиж как самого режиссера, так и Гамонт-Бритиш. И внушил Вульфу, что до возвращения Бэлкона надо устроить публичный показ фильма, чтобы по крайней мере вернуть потраченные на его производство деньги. Вульф согласился на релиз фильма и включил его как вторую половину в так называемый double bill (т.е. пару фильмов - тогда в кинотеатрах за один билет показывали сразу два фильма, котрые за счет этого были как бы в связке друг с другом). Фильм имел очень большой успех у широкой публики, да и критики и пресса отзывались о нем положительно, что позволило Хичкоку больше не бояться Вульфа. В частности Kinematograph Weekly от 13 декабря писал: "Это чудесная мелодрама. Простоватая выдумка, поставленная как захватывающее зрелище... Альфред Хичкок ясно усвоил из своего предыдущего опыта, что настоящие деньги можно заработать, лишь обратившись к широким массам. И действуя исходя из этих соображений, он создал первоклассную мелодраму".

На рождество Хичкок и Чарльз Беннетт отправились вместе со своими семьями в Сен-Мориц, где занялись, помимо отдыха, обсуждением следующего фильма. Ободренные успехом только что вышедшего на экраны Человека... - фильма про международный шпионаж и политический терроризм, они решили экранизировать роман Джона Бучана Тридцать девять ступеней. Хотя Хич и Беннетт признавали, что книга была лишена юмора и способности заставить сопереживать герою, их привлекло то, как Бучан описывает внезапное вторжение страха в жизнь обычного человека. Так же привлек их мотив двойного преследования (террористы и полиция).

К концу зимних праздников подробная обработка романа была готова. Хичкок в письме Бэлкону настоял на том, чтобы Альму внесли в титры как отвественную за continuity (непрерывность, целостность сценария) и из бюджета фильма выделили ей жалование. Беннетт был сильно удивлен, т.к. фактически над сценарием они работали только вдвоем с Хичкоком, а Альма, шестилетняя Патрисия и жена Беннетта больше времени проводили, катаясь на санях. Позже Беннетт говорил, что этот шаг со стороны Хичкока был лишь способом увеличить его собственный гонорар.

По возвращении в Лондон Хич и Беннетт получили разрешение Бэлкона нанять драматурга Яна Хэя (Ian Hay) для написания диалогов к фильму, название которому решили дать такое же, как и у романа, лишь заменив слова на цифры - 39 ступеней. Окончательный вариант сценария для финального утверждения на студии был подготовлен всего за несколько дней. Съемки начались 11 января 1935 года. Хичкок разместил анонс фильма в нескольких лондонских газетах. К этому времени он решил нанять секретаря, который занимался бы тем, что читал сценарии, делал синопсисы и вообще на всякий случай держал в голове большое количество самой разной информации относительно съемок. Из сотни претендентов Хич сразу выбрал одну - ей оказалась Джоан Харрисон (Joan Harrison). Она изучала классическую и английскую литературу в Оксфорде и Сорбонне, обладала проницательным умом и была наделена такой чертой, как организованность. Это обеспечило ей в дальнейшем быстрый карьерный рост у Хичкока - от секретаря до ассистента, консультанта сценариев, автора диалогов и, наконец, сценариста.

Исполнители главных ролей в фильме Роберт Донат и Мадлен Кэрролл не были знакомы друг с другом и первый раз встретились лишь в первый день съемок. (Мадлен Кэрролл вообще согласилась на главную роль всего за два дня до начала съемок). Тогда снималась сцена на мосту, когда пара бежит, прикованные наручниками друг к другу. В 8.30 в назначенный день Хичкок представил актеров друг другу, объяснил им эпизод и защелкнул на их запястьях наручники. Началась репетиция на сцене, где были размещены макеты моста и изгороди. Затем Хичкок объявил, что должен отлучиться, а актеры пока могут отдохнуть. Вскоре он сказал, что потерял ключ от наручников, и исчез до самого вечера. В это время его асситенты успели снять несколько кадров-вклеек и стали заниматься размещением 62 овец, которых специально привезли из Хертфордшира для съемок в этой сцене на мосту и которые теперь обгрызали папортник и вереск, размещенные на сцене для создания соответствующей обстановки. Вдруг Хичкок, уже под вечер, объявил, что нашел ключ. На самом деле он сразу же, как только закрыл наручники, сдал его на хранение студийной охране. Актеры были злые, уставшие, смущенные от такой длительной вынужденной близости. Хичкок же получил огромное удовольствие, когда актеры и члены съемочной группы узнали о том, что это его маленький розыгрыш. Один из них вспоминал: "Не было лучшего специалиста в своем деле, чем он. Но когда дело доходило до личных отношений, в нем проявлялись садисткие черты".

В другой раз во время съемок одной сцены Донат и актриса, игравшая роль жены шотландского фермера, никак не могли сосредоточиться и все время хихикали. Было уже испорчено три дубля. Тогда Хичкок вышел в центр съемочной площадки, холодно посмотрел на них и со всей силы разбил фонарь студийного освещения. Такой внезапный взрыв ярости, шум и дым взбудоражили съемочную группу и отрезвили актеров... Эпизод был снят без проблем.

Рассказывают еще одну историю. На студии работал один молодой человек по имени Dickie Beville. Он обычно после окончания съемочного дня возвращался с Хичкоком на машине в Лондон. Однажды в пятницу Хичкок повернул машину в противоположном направлении, чем обычно. Встревоженный Бевилль спросил, куда это Хичкок его везет, мол у него билеты в театр и менее чем через час ему нужно встретиться со своей женой. Хичкок успокоил его, что тот успеет. Прибыли они, как оказалось, в загородное имение Хичкока Shamley Green. Уже смеркалось и Хичкок заявил Бевиллю, что скоро наступит ночь и ехать уже никуда нельзя. Разозленный Бевилль был вынужден остаться в качестве гостя. На следующей неделе он решил отомстить Хичкоку, сыграв с ним ту же шутку, что раньше сам Хич проделал с одним из своих помощников. Он подмешал в бренди слабительное и упорно "рекламировал" напиток режиссеру: "Вы обожаете это, Хич. Это очень старый запас". Хичкок не обращал на него никакого внимания. Тогда тот наконец решился и прямо предложил Хичкоку поробовать бренди. Хич вдруг ответил: "Я не хотел вам говорить, но момя мать болеет. И когда доктора припишут ей бренди, я дам ей немного вашего". Бевилля терзали угрызения совести и чувство вины. Он послал миссис Хичкок большой букет цветов. Та обнаружила подарок, когда в полном здравии вернулась от кузины, у которой гостила. В ответном благодарном письме она очень удивлялась, почему это молодой помощник ее сына решил ей подарить такой роскошный букет...

Съемки окончились 18 марта. 6 июня состоялась премьера фильма для прессы в The New Gallery Theatre. Затем последовал банкет. Во главе стола сидели Хичкоки и Майкл Бэлкон с женой. Журналисты хотели услышать речь от режиссера, но Хичкок просто встал, поклонился и снова сел.

Хичкок и Беннетт во время съемок 39 ступеней уже работали над сценарием к следующему фильму. Съемки его начались на последней неделе октября и продолжались до конца 1935 года. Фильм был основан на серии коротких шпионских историй и назывался Секретный агент. Хичкок опять пригласил сниматься Мадлен Кэрролл, которая как и в предыдущем фильме Хича сыграла главную женскую роль. Дональд Спото указывает, что, учитывая то внимание, которым Хичкок окружил Кэрролл на съемках, и то, с какой благосклонностью он к ней относился, можно считать ее первой "хичкоковской блондинкой". В комичной роли генерала опять снялся Питер Лорре. В то время он принимал морфий... Джон Гилгуд, сыгравший роль секретного агента, был театральным актером, который остался недоволен изнурительным темпом съемок. Съемки начинались утром и продолжались до самого вечера. И он каждый день боялся опоздать на свое вечернее выступление в театре.

В январе 1936 года, после окончания монтажа Секретного агента, Хичкок, Беннетт и Монтагю получили одобрение Бэлкона на работу над адаптацией романа Джозефа Конрада Секретный агент. Чтобы не возникло путаницы с предыдущим фильмом Хича, новый решено было назвать Саботаж. (Хотя когда пресса спросила Хича о названии его нового фильма, он, на секунду задумавшись, сказал - Скрытая сила (The Hidden Power). Дело в том, что тогда название Саботаж еще не было утверждено, а предлагавшеся кем-то название Я замужем за убийцей (I Married a Murderer) Хичкок отверг. Таким образом, пресса долгое время распространяла неверные сведения о названии очередного фильма Хичкока).

Над сценарием вся троица опять работала в Сен-Морице. По возвращении в Лондон были написаны диалоги. Сценарий был готов к концу февраля. Но Хичкок откладывал начало съемок, пока из Швейцарии ему не доставят партию сидра, которую он там заказал. Когда она прибыла, он вновь отложил съемки - потому что еще не получил бумагу для своего офиса. Наконец, все было готово к концу апреля и съемки фильма начались в мае.

К тому времени были утверждены актеры. Бэлкон, находясь в Голливуде, договорился, что в очередном фильме, выпущенном Гамонт-Бритиш, будет сниматься американская актриса Сильвия Сидни. На главную мужскую роль сначала предполагали взять Роберта Доната, но он заболел - у него были приступы астмы. На вопрос Хичкока (заданный в записке), что случилось, Донат спокойно ответил, что у него проблемы с обонянием. Хичкок в свойственной ему манере незамедлительно отправил Донату на такси дюжину селедок. В итоге на главную мужскую роль был утвержден другой актер.

Во время съемок вспыхнул конфликт между Хичкоком и Айвором Монтагю. Режиссер и associate продюсер не сошлись во мнении относительно конструкции автобуса в напряженной сцене, когда бомба путешествует по Пиккадилли. Хичкок настаивал на том, чтобы изобразить все в мельчайших деталях, а Монтагю заявлял, что сцена и так напряженная, так что зрителям будет не до мелочей. Упрямство обоих было причиной окончания сотрудничества, но разрыв был неизбежен. Монтагю был в первую очередь общественным деятелем, а лишь затем профессионалом в области кино. Хичкок был готов жертвовать чем угодно, лишь бы убедить кого-либо в правильности своей точки зрения. Монтагю попросил освободить его от произовдства. После этого Хичкок видел его лишь раз перед своей смертью. По иронии судьбы, снята в итоге была сцена в упрощенном варианте.

После окончания съемок Саботажа финансовые воротилы, стоящие за спиной Гамонт-Бритиш, решили по финансовым соображениям закрыть студию и превратить компанию из производственной в простую дистрибьюторскую. Сотни служащих были уволены, в том числе и сам Майкл Бэлкон. Он перешел работать в лондонскую ветвь Метро-Голдвин-Майер. Хичкок вновь был свободен и мог работать с любым независимым продюсером. Он подписал контракт на две картины с Гейнсборо, которая как независимая производственная компания могла арендовать площади на той же студии Lime Grove, где Хичкок снял свои последние четыре фильма.

Утром 10 декабря 1936 года Хичкоки и Джоан Харрисон отправились в путешествие по Европе. Они достигли Парижа, прежде чем узнали о том, что вечером в день их отъезда король Эдвард VIII выступил с речью о своем отречении...

      Хронология:

           1933  конец контракт с Гамонт-Бритиш, продюсер Майкл Бэлкон (Человек, который слишком много знал, 39 ступеней, Секретный агент, Саботаж)
           1935  начало во время работы над "39 ступенями" Хичкок нанимает Джоан Харрисон в качестве личного секретаря
           1936  10 декабрь отъезд в путешествие по Европе


      Фотографии:

Джоан Харрисон







Переезд в Америку

Итак, во второй половине 1936 года Хичкок заключил контракт с Гейнсборо, по которому должен был снять для компании два фильма.

Еще в октябре 1936 года Хичкок и Беннетт предприняли ставшее привычным для них путешествие в Швейцарию, где занялись подготовкой сценария, основанного на недавно вышедшем романе Джозефины Тей Шилинг за свечи. Теперь же, весной 1937 года сценарий к фильму, который планировалось назвать Молодая и невинная, был готов. Вскоре Беннетт принял предложение из Голливуда и уехал жить в Америку, где началась его долгая карьера писателя. С этого времени Хичкок все больше зависел от Джоан Харрисон, которая была уже не только личным ассистентом режиссера, но и переписывала трудные разделы сценариев к его фильмам.

Съемки фильма Молодая и невинная проходили с конца марта по начало мая, причем первые несколько дней - на студии Lime Grove, а все оставшееся время - на студии Pinewood, съемочные площадки и лаборатории которой поступили во владение компании. Работа на просторной студии Pinewood позволила Хичкоку снять несколько эффектных кадров, среди которых известный непрерывный "наезд" (съемка с движения) из-под потолка зала ресторана на лицо убийцы-барабанщика, страдающего нервным тиком, и его дергающиеся глаза, а также сцена, в которой машина, на которой едут главные герои, проваливается под землю в заброшенных шахтах. Для съемок эпизода в ресторане (он снимался одним-единственным дублем) понадобилось два дня репетиций с огромной толпой статистов, самый большой операторский кран в Англии, поднявший камеру на высоту чуть менее 5 метров. На протяжении всего движения камеры с высоты и до тех пор, пока она не остановилась всего в десяти сантиметрах от лица актера, оператор был вынужден постоянно держать изображение в фокусе.

Деррик де Марней, сыгравший в фильме главную роль, писал во время выхода фильма на экраны: "Глаза Хичкока на съемочной площадке обычно закрыты. Он известен тем, что любит вздремнуть даже во время съемок. Нова Пильбим играла вместе со мной свою первую романтическую роль. Хичкок снимал нас в одной сцене в темпе экспресса. Когда мы закончили, Хичкок, который, казалось, дремал, с трудом открыл глаза и посмотрел на свои часы. "Слишком медленно", - он пробормотал. "Я определил на эту сцену 30 секунд, а у вас она заняла 50 секунд. Мы сделаем еще дубль". Хичкок использовал секундомер!"

Летом работа над фильмом прервалась, т.к. Хичкок вместе со всей семьей (Альма, Патрисия, мать Хичкока, а также Джоан Харрисон) отправились в путешествие по Италии. Это было в июне, а в августе Хичкок совершил первую в своей жизни поездку в Америку. Хич, Альма, Патрисия и Джоан Харрсион прибыли в Нью-Йорк 22 августа на борту корабля Queen Mary и отправились обратно в Лондон 4 сентября. В Нью-Йорке они поселились в отеле Saint Regis. Хичкок всем объявлял, что это всего лишь обычное путешествие, в которое ему хотелсоь бы свозить Патрисию перед тем, как она вернется в пансион. Но те, кто близко знали Хичкока, подозревали, что он едет в Америку, чтобы узнать о возможности своей работы там по контракту. Чарльз Беннетт, который недавно уехал в Голливуд, получил неплохое предложение, да и другие актеры, писатели, режиссеры, уехавшие в Америку, говорили потом, что там достойно оплачивают их талант. Хичкок дал указание своему агенту по рекламе известить нью-йоркскую прессу о своем скором прибытии. В первый же вечер после прибытия все отправились в театр. И Хичкок удивился, как много его поклонников столпилось у входа. У одного даже была большая фотография Хичкока, которую он попросил подписать. Журналисты подкарауливали Хичкока чаще всего в театрах и ресторанах, где тот обедал. Первое официальное интервью Хичкока в Америке состоялось 26 августа в 21 Club. Тогда журналист был очень удивлен тем, что Хичкок заказал подряд три порции стейка, а затем сказал: "Есть можно для поддержания жизни и для удовольствия. Я ем для удовольствия". Тем временем на контакт с Хичкоком вышла нью-йоркский представитель голливудского продюсера Селзника Катерина Браун (Katherine Brown). Она рассказала Селзнику о своем желании организовать встречу с Хичкоком, на что Селзник в телеграмме ей ответил: "Я определенно интересуюсь Хичкоком как режиссером и думаю, это было бы благоразумно встретиться с ним и поговорить". Хичкок вместе с семейством принял предложение Браун погостить несколько дней в ее загородном доме. Во время этого визита речь заходила и о возможном предложении Хичкоку от Селзника о сотрудничестве. Но, действительно, как и заявлял Хичкок дома, никаких официальных переговоров не было. По возвращении домой Хич оставался связанным с Гейнсборо контрактом еще на одну картину.

Вернувшись в Лондон, Хичкок быстро закончил монтаж фильма Молодая и невинная. Работа проходила на знакомой ему студии в Ислингтоне (ее аренда обходилась Гейнсборо дешевле, чем аренда студии Пайнвуд). Хотя фильм был продукцией компании Гейнсборо, он вышел на экраны под эгидой компании Гамонт.

Хичкок хотел быстрее покончить со своим контрактом, заключенным с Эдвардом Блэком на два фильма, для этого ему нужно было снять еще одну картину. Никаких подходящих идей у Хичкока не было и он обратился к своему продюсеру (Блэку) с предложением, абсолютно для Хича нехарактерным (учитывая, что он всегда работал над сценарием с самого начала). Он спросил, нет ли какого-нибудь уже готового сценария или проекта, кем-нибудь начатого и незаконченного. Этого Блэк и ждал. Он слышал о предложении, которое поступило Хичкоку от Чарльза Лаутона и Эриха Поммера, а также о возможных голливудских планах Хичкока. Также он осознавал, что режисесер, работающий без должного энтузиазма, - большой риск для компании. Поэтому он, не задумываясь, предложил Хичкоку готовый сценарий фильма, которому суждено было выйти на экраны под названием Леди исчезает.

Хичкок всегда говорил, что это он нашел двух молодых сценаристов - Фрэнка Лаундера и Сидни Джиллиат, чувство юмора которых было близко его собственному, что позволило им создать на основе романа Этель Лины Уайт Колесо вертится один из лучших сценариев. Это было не совсем так. Роман был опубликован в 1936 году. В том же году Гейнсборо приобрела права на него, эти два сценариста написали сценарий, был выбран режиссер и начались натурные съемки фильма в Югославии. Но несколько инцидентов (выдворение съемочной группы из Югославии, перелом ноги, который получил ассистент режиссера, находясь на натурных съемках, и др.) в итоге привели к тому, что проект остался незаконченным.

Хичкок прочитал этот сценарий в октябре 1937 года, он сразу же загорелся, прервал свое сотрудничество с другим писателем и заявил, что фильм будет снят за месяц. Он чуть-чуть подправил сценарий, ускорив темп начальных сцен. Фильм был снят за 5 недель в конце осени 1937 года на студии в Ислингтоне. Таким образом, этот фильм, многими признаваемый лучшим фильмом Хичкока английского периода, был единственным фильмом, снятым по сценарию, полностью готовому и написанному не Хичкоком и не для Хичкока.

По воспоминаниям Маргарет Локвуд, снявшейся в главной роли, Хичкок никогда не изменял своим привычкам - делать перерыв в съемках на чай утром или после полудня и периодически кидать посуду через плечо. "Хорошо для нервов. Снимает напряжение. Лучше, чем кричать на актеров", - говорил Хич. Майкл Редгрейв был назначен на роль, когда съемки уже начались. В то время он играл в театре вместе с Джоном Гилгудом и уже "открыл Три сестры Чехова" и с неохотой принял это предложение. Но Гилгуд, работавший с Хичкоком (в фильме Секретный агент), сказал ему: "Это будет хороший опыт для тебя..." И Локвуд и Редгрейв отмечали, что Хичкок был "не режиссером актеров", а больше бывал озабочен подготовкой к съемкам и технической стороной дела... В начале декабря съемки были закончены. Блэк был доволен экономией Хичкока (все сцены фильма были сняты на одной из самых маленьких съемочных площадок студии!) и устроил для него и актеров вечеринку.

Тем временем (в конце ноября) John Hay ("Jock") Whitney, председатель правления Selznick International прибыл в Лондон, где уже находилась Катерина Браун. Они вместе пообедали с Хичкоком. Вечер прошел в теплой атмосфере, но 1го декабря Джок, после того как посмотрел только что вышедший на экраны новый фильм Хичкока (Молодая и невинная), послал Селзнику телеграмму, в которой заявил, что в своем новом фильме Хичкок, как и Нова Пильбим, продемонстрировали невысокий уровень мастерства. "Пожалуйста, посмотрите это перед очередными предложениями", - писал он. Селзник ответил на следующий день: "Телеграмму из Лондона получил. Я остановил все предложения. Привет". Такое мнение о замечательном на самом деле фильме могло послужить причиной того, что контракт между Хичкоком и Селзником никогда бы не был подписан. Положение спасла (как это выяснилось чуть позже) Браун. 18 декабря она послала Селзнику телеграмму, в которой высказала совершенно противоположное мнение о фильме: "К сожалению не согласна с Джоком".

В январе 1938 года была закончена работа над фильмом Леди исчезает - монтаж, звукозапись, титры. А значит, закончился контракт Хичкока с продюсером Эдвардом Блэком. Хичкок заключил контракт на одну картину с Эрихом Поммером (Erich Pommer) и Чарльзом Лаутоном (Charles Laughton). Хичкок и Поммер работали вместе еще в далеком 1924 году. Тогда Бэлкон задумал снять фильм Мерзавец на германской студии UFA, о чем и договорился с немецким продюсером Поммером. Съемочная группа отправилась в Берлин во главе с режиссером Куттсом, в состав группы входил и Хичкок, выполнявший многочисленные функции. С тех пор Хичкок и Поммер не встречались. В 1933 году Поммер эмигрировал из Германии, а в 1934 году основал вместе с Чарльзом Лаутоном в Лондоне компанию Mayflower Productions. 3 ноября 1936 года Хич (тогда он начал работать с Эдвардом Блэком и трудился над сценарием к Молодой и невинной) присутствовал на ежегодном обеде, устраиваемом Institute of Amateur Cinematographers в Mayfair Hotel. На обеде были высокие гости, в том числе лорд William Tyrell - британский цензор фильмов, Бэлкон и др. Хич сидел между Чарльзом Лаутоном и его женой. "Как вы смотрите на то, чтобы сделать фильм с нами?" - спросил Лаутон Хичкока между глотками бренди. "С нами? С кем - с нами?" - удивился Хичкок. "Вон с тем парнем", - ответил Лаутон, указывая на Поммера. "Вы раньше встречались?" ... Тогда Хич уже был связан контрактом с Блэком, и контракт с Поммером и Лаутоном в итоге был подписан лишь сейчас - в начале 1938 года. Ни Поммер, ни Лаутон не знали, какой проект поручить Хичкоку для съемок. Но пресса была столь настойчива, что 18 января им пришлось поспешно заявить, что Mayflower Productions выпустит фильм Хичкока под названием Empty World с Новой Пильбим в главной роли. Но этот проект никогда не был осуществлен. Сам Хичкок хотел экранизировать роман Дафны дю Морье Ребекка. Но ее агент запросил слишком большую сумму.

Тем временем Браун и Джок вернулись в Америку, встретились с Селзником и делились впечатлениями о британском режиссере. Он им заикнулся, что читал готовящийся к выходу роман Дафны дю Морье Ребекка и надеялся купить права на экранизацию и снять фильм при поддержке Mayflower или другой компании. По рекомендации Браун Селзник прочитал роман и 9 января послал Хичкоку сумбурную телеграмму, в которой, не говоря ничего о правах и гарантиях Хичкока, уже рассказывал, как те или иные актеры отнеслись к идее экранизации - по большей части реакция была отрицательной. Хичкок ничего не ответил. В марте события стали развиваться стремительно. Селзник к тому времени посмотрел Молодую и невинную и согласился с Браун: это был роскошный фильм. У него рассеялись любые сомнения и он окончательно решил заключить контракт с Хичкоком. Селзник хотел снять что-то наподобие римейка фильма Человек, который слишком много знал. (Селзник вообще был одержим римейками...). Вдруг в отношениях американского продюсера и английского режиссера наступил разрыв. Дело дошло до того, что оба считали возможность контракта утраченной навегда. Дело в том, что 12 марта Хич давал интервью, в котором, в частности, говорил следующеее о возможности своего переезда в Голливуд: "Голливуд? Я лишь обсуждал это с Дэвидом Селзником так давно. Дело все еще висит в воздухе. Но если я поеду в Голливуд, я буду стремиться только к Селзнику...Что касается режиссера самого, он выйдет из употребления, если его статус и власть не расширятся до таких, как у продюсера". Селзник испугался подобных заявлений и поток его хвалебных телеграмм в адрес работы Хичкока прекратился. Хич был ужасно расстроен. Он решился пойти на небольшую уловку - написал Al Margolies, публицисту, представляющему его интересы, что огорчен тем, что от Селзника не последовало еще конкретного предложения. И не забыл добавить, что у него есть предложение от компании Гамонт. Соответсвующая информация дошла до Селзника и возымела необходимое действие. Селзник, отныне уверенный в серьезном интересе Хичкока, уполномочил Браун продолжать работу над контрактом. 4 мая он телеграфировал L.C. Ham, главе лондонского представительства основанного в Голливуде агенства, возглавляемого Frank Joyce и братом Селзника Mайроном. Оно теперь должно было представлять и Хичкока. В телеграмме Селзник спрашивал, не сможет ли Хичкок приехать а Калифорнию в середине августа, чтобы снять фильм о Титанике (романтическая история о главаре воровской шайки, преобразившемся через любовь к хорошей женщине, которую он встречает на лайнере). Он хотел, чтобы Хич начал сразу работать над сценарием и просил предложить своих сценаристов. Селзник не хотел ждать ни минуты. Хичкок быстро ответил. Хотя он с самого начала считал идею Селзника безнадежной, он слукавил и завил, что имеет место интересное совпадение - якобы ему тоже в голову недавно пришла идея об экранизации истории о Титанике. 9 июля прессе было объявлено, что первым фильмом, который Хичкок снимет в Америке по контракту с Селзником, будет Титаник. Начало съемко было назначено на начало января 1939 года. В одном из своих интервью того времени Хичкок сделал желчное замечание репортеру: "Да, я имел дело с айсбергами. Не забывайте, что я снимал Мадлен Кэрролл".

Чтобы ускорить заключение контракта, Хичкок 1 июня вновь отправляется за океан - на этот раз вместе с Альмой, оставив Джоан Харрисон работать над сценарием к Таверне Ямайке (фильму, который Хичкок должен был снять для Поммера и Лаутона) и следить за Патрисией. С борта корабля он телеграфировал Катерине, сообщив, что они должны прибыть 6 июня и что они были бы благодарны, если бы она встретила их. Она встретила их с радостью и сопроводила в отель Saint Regis. 8 июня поездом они отправились в Калифорнию, оставив в отеле большую часть багажа. Их встречал шофер, нанятый Майроном Селзником, чтобы доставить их в отель Beverly Wilshire. В офисе Майрона Хичкок и брат его будущего нового продюсера вспомнили дни съемок фильма Страстное приключение, в котором снялась Marjorie Daw, ставшая позже женой Майрона. Хичкока представили Эрнсту Любичу, Фрэнку Капре, Кэрол Ломбард, Розали Русель и другим актерам и режиссерам, которые рассказывали Хичкоку, как они счастиливы в Америке. Но на Хича ненужно было давить - и он, и Альма к тому времени страстно хотели переехать в Америку, т.к. считали, что только там талант Хичкока сможет раскрыться на полную мощь. Тем не менее Хичкок в целях набить себе цену заявил, что у него есть предложения от RKO и от Голдвина (хотя, к примеру, Голдвин не делал твердого предложения). 2 июля за ланчем в отеле, где остановился Хичкок, Майрон объявил, что Selznick International Pictures готова предложить ему контракт на одну картину (12 недель съемок) с гонораром в 50 тыс. долларов. Съемки должны были начаться в 1939 году, сразу после окончания работы над Таверной Ямайкой. Хичкок настоял, чтобы Джоан Харрисон тоже включили в контракт как специального ассистента с гонораром 2500 долларов за тот же период. Напоследок Хичкок встретился с Дэвидом Селзником. Встреча была очень теплой, но потом в письме жене Селзник писал: "Наконец-то я познакомился с Хичкоком. Он кажется довольно милым, но не из тех, кого можно долго терпеть в качестве спутника". После этой встречи 11 июля Хичкоки вернулись в Нью-Йорк, где 14 июля Хичкок в офисе Катерины Браун подписал контракт. Тем же вечером Хич и Альма отправились домой в Англию, куда прибыли 20 июля. В августе дю Морье продала права на Ребекку Селзнику за 50 тыс. долларов. В начале сентября Селзник телеграфирут Хичкоку, сообщая, что планирует Ребекку лишь как запасной вариант, если возникнут какие-то проблемы с постановкой Титаника.

Зато Лаутон и Поммер выкупили права на другой роман дю Морье - Таверна Ямайка. Съемки фильма проходили с 1 сентября по середину октября 1938 года. Таверна Ямайка разочаровала всех. К счастью, фильм вышел на экраны, когда контракт с Селзником был подписан и Хичкок стал работать над Ребеккой. Один критик писал про Таверну Ямайку: "Она запомнится не как картина Хичкока, а как картина Чарльза Лаутона". Дело в том, что сам Лаутон снялся в фильме в главной роли, любил останавливать репетиции и съемки по своему желанию, да и вообще запомнился как весьма раздражительный тип. В целом оценки резко контрастировали с теми, что получила Леди исчезает. Одна из них, к примеру, была такой: "Таверна Ямайка - вычурная и чрезвычайно нудная мелодрама".

В октябре в Лондоне состоялся дебют Леди исчезает, которая стала одним из самых популярных британских фильмов, а в Америке подтвердила репутацию Хичкока, как практически единственного иностранного режиссера, которого американцы считали великим. Американская критика и публика, ожидавщая прибытия Хичкока в 1939 году, была полна энтузиазма. Картина стала событием нью-йоркского рождественского сезона. Нью-Йорк Таймз назвала ее лучшей картиной года.

В феврале 1939 года Хичкок продал свое имение Winter's Grace в Shamley Green, отказался от аренды дома на Cromwell Road 153 в Лондоне. Несколько дней он провел с матерью в Кенсингтоне. Наконец, все было готово к отъезду и 1 марта океанский лайнер Queen Mary отправился из Southampton в Америку, увозя на своем борту Альфреда Хичкока с семейством - женой Альмой Ревилль и дочерью Патрисией, личным секретарем Джоан Харрисон, а также поваром и кухаркой. Вместе с ними были две собаки Хичкоков - темный спаниель Эдвард IX и белый силихемский терьер Мистер Дженкинс.

      Хронология:

           1936  конец контракт с Гейнсборо, продюсер Эдвард Блэк (Молодая и невинная, Леди исчезает)
             декабрь путешествие по Европе (Хичкоки и Джоан Харрисон)
           1937  июнь путешествие в Италию (с женой, дочерью, матерью и Джоан Харрисон)
             22 авг.- 4 сент. первое путешествие в Америку (с женой, дочерью и Джоан Харрисон), встреча с нью-йоркским представителем голливудского продюсера Дэвида Селзника Катериной Браун, неофициальная беседа о возможности контракта с Селзником
           1938  начало контракт с Эрихом Поммером и Чарльзом Лаутоном (Таверна Ямайка)
             6 июня - 14 июля вторая поездка в Америку (с женой), встреча с Селзником и заключение с ним контракта
           1939  февраль продажа недвижимости (дом на Cromwell Road 153 в Лондоне, имение Winter's Grace в Shamley Green)
             1 марта отъезд в Америку (Хич, Альма, Патрисия, Джоан Харрисон, повар и кухарка Хичкоков, а также две их собаки)


      Фотографии:

Чарльз Лаутон


Эрих Поммер


Катерина Браун


"Джок" Уитни


Дэвид Селзник (слева) с братом Майроном






to be continued...


стр.1 - стр.2 - стр.3