Контраст этой слегка ветхой
красоте составлял исполненный юмора экспрессионизм немецкого толка
Йон-Анда**: «Кармен», «Сказки Гофмана»,
«Отелло». Осветительная аппаратура —
непостижимый антиквариат 1908 года — находилась в руках благородного старика,
которого величали Пожарных дел мастером, и его сына, немногословного
юнца средних лет. Работали они в узком, напоминавшем коридор помещении
слева от сцены и наблюдать за происходящим практически не могли. В балетном зале, грязном
помещении с отвратительной вентиляцией, где гуляли сквозняки, пол имел такой же
уклон, что и на сцене. Артистические уборные, расположенные на уровне сцены,
были просторны, снабжены окнами, но чем выше, тем непригляднее они
становились, санитарные условия ограничены до крайности. Солидная рабочая сила строила,
разбирала, грузила, транспортировала, разгружала декорации. Вообще, все это
сплошная мистика. Современные электронные изыски с авто- *
Диктор Мабузе —
герой фильмов знаменитого немецкого
режиссера Ф. Ланга «Доктор Мабузе — игрок» (1922; в советском прокате —
«Позолоченная гниль»), «Завещание доктора Мабузе» (1933), «Тысяча глаз
доктора Мабузе» (1960). Бандит-безумец, одержимый манией
величия. **
Ион-Анд, Йон
(1889-1941) — шведский художник. С 1927
г. главный художник-декоратор Королевской оперы. Считается одним из
зачинателей кубизма в Швеции (в 10-с гг.). известен новаторскими работами в
области театральной живописи. 187 магическим управлением работают
хуже, чем неуклюжие механизмы 30-х годов. У этой мистики есть только одно
объяснение: на сцене день и ночь работала постоянная, несколько престарелая,
немного спившаяся армия решительных индивидуальностей, понимающих
завсегдатаев. У них была ответственность. Они умели работать, они знали
свое дело. Возможно, они работали посменно, не знаю. Мне-то, конечно, казалось,
что за канаты держатся одни и те же старики, и днем и вечером, год за
годом. Трезвость, может, и подвергалась испытанию во время длиннющих
пассажей Вагнера и обстоятельного умирания Изольды, но детали декорации
появлялись и исчезали на нужный такт, задник поднимался и опускался с
нужной скоростью, занавес взлетал и падал с той утонченной артистичностью,
которую не заменит никакой мотор с градуированными скоростями. Плыл по морю
Летучий Голландец, серебрился в лунном свете Нил, Самсон рушил храм, скользила
по венецианским каналам гондола Баркаролы, летали феи, весенняя буря
крушила стены дома Хундинга, за шестнадцать тактов до конца действия давая
дорогу брату и сестре, запятнанным кровосмесительной связью. Изредка случались и осечки.
Играли «Лоэнгрина» с Эйнаром Бейроном и Бритой Херцберг в главных ролях. Я
находился в осветительской, чтобы следить за световыми моментами в
соответствии с режиссерскими указаниями в партитуре. Все шло по программе вплоть
до финала. Лоэнгрин пропел свое «Сказание о Граале». Хор на узком, вдающемся в
реку мысу звонкими голосами сообщает, что приближается лебедь, впряженный в
роскошную раковину, он заберет героя-блондина. Эльза в белом одеянии
разбита горем. (Я тайно сгорал от любви к Брите Херцберг.) Лебедь — великолепное
творение, созданное совместным вдохновением Турольфа Янссона и начальника
производственного цеха — скользил, плыл, изгибал изящную шею и мог даже шевелить
крыльями. |