Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

Мы радовались найденному решению, преграда наконец преодолена.

Следующая сцена в театральном коридоре суха и бессо­держательна, но выбросить ее нельзя. Игра с Праведниками, Тайна, скрывающаяся за дверью, духовное убийство Адвока­том Дочери — все это проходные, наспех набросанные карти­ны. Без глубины. Здесь единственно возможный путь — лег­кость, стремительность, угроза: Праведники, охваченные ужасом перед тем «ничто», которое они обнаружили, открыв дверь, непременно должны источать опасность.

Заключительная сцена у алтаря, несмотря ни на что, вели­колепна, а прощание Дочери безыскусно-трогательно. Этой

38

картине предшествует странная вставка — Дочь Индры рас­крывает Загадку Жизни. Судя по дневнику, Стриндберг, за­вершая работу над пьесой, читал диссертацию по индийской мифологии и философии. Плоды этого чтения он бросил в ко­тел и хорошенько перемешал. Но они не осели на дно и не при­дали новых вкусовых качеств всему блюду, а остались тем, чем были, — бесприютной индийской сказкой.

В заключительной сцене, как, впрочем, и в мажорном про­логе, кроется неразрешимая, но при этом тщательно замаски­рованная проблема. В одном из первых эпизодов — обращен­ная к Отцу реплика, по всей видимости, ребенка*: «Замок все время растет из земли. Видишь, насколько он вырос с прошло­го года?» В последнем монологе постаревший Поэт устами Дочери восклицает: «Теперь я чувствую всю боль бытия, так вот каково быть человеком». В начале ребенок, в конце — ста­рик, а в промежутке — целая человеческая жизнь. Я разделил роль Дочери Индры между тремя актрисами, что дало непло­хие результаты. Начало заиграло, конец стал логичным. Даже Загадка Жизни в искреннем, проникнутом жизненным опы­том исполнении большой актрисы зазвучала как трогательная сказка. Дочь обрела — в своей взрослой жизни — силу, любо­пытство, жизнелюбие, радость, прихотливость, трагизм.

Ни одна постановка не давалась мне с таким трудом, не требовала столько времени. Необходимо было стереть из па­мяти все прежние свои попытки и в то же время с водой не вы­плеснуть и ребенка. Те находки, которые органично вливались в новую концепцию, следовало сохранить, но при этом произ­вести строгий отбор, следуя суровому совету Фолкнера — Kill your Darlings**. И если завершающий этап работы над «Фрекен Жюли» был увлекательной игрой, то сценическое воплощение «Игры снов» превращалось в тягостную борьбу.

Впервые я воспринимал старость как врага. Воображение бастовало, принятие решений затягивалось, я ощущал непри­вычную скованность. Недостижимое так и оставалось недо­стижимым, душило меня. Не раз я был готов сложить ору­жие — редко возникающее у меня желание.


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz