Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

С другой стороны, физическая или динамическая концепция кадра вводит размытые множества, которые теперь подразделяются лишь на зоны или участки. Кадр при этом становится объектом не геометрического деления, а физических градуирований. Выглядит это так: интенсивные части кадра, играющие ныне роль частей множества, да и само множество, образуют некую смесь, которая присутствует на всех участках кадра, проходя через все степени освещенности и зате-

Eisner Lotte, «L'ecran demoniaque». Encyclopedie du cinema, p. 124.


 


56

Жиль Дедеэ

ненности, по всей шкале светотени (Вегенер, Мурнау). Такова другая тенденция экспрессионистской оптики (некоторым режиссерам, и экспрессионистам, и неэкспрессионистам, присущи обе). Наступает час, когда уже невозможно отличить зарю от сумерек, воздух от воды, а воду от земли во всеобщем хаосе болота или бури1. Здесь части .различаются и соединяются по степени смешанности, при непрерывной трансформации их смыслов. Множества не могут делиться на части без того, чтобы всякий раз не изменять свой характере это справедливо не по отношению к делимому (divisible), и не по отношению к неделимому (indivisible), но по отношению к, так сказать, «дивидуальному» (dividuel). Правда, тоже самое было уже и при геометрической концепции: она иногда подразумевала встроенность кадров, обозначавшую в такихслучаяхемену характера кадра. Кинематографический образ всегда «дивидуален». И решающим основанием для такого утверждения является то,, что экран, выполняя свок>1 роль рамки кадров, наделяет общей мерой то., у чего ее нет: отдаленный пейзажный план и крупный план лица, звездное небо и каплю воды - части, у которых отсутствует общий знаменатель дистанции, выделенностии света. Во всех этих направлениях кадр обеспечивает детерриториализацию образа.   > ,

Кадр также соотносится с углом кадрирования.'Происходит это потому, что закрытое- множество само по себе является оптической системой, отсылающей к некоей точке зрения на совокупность частей. Разумеется, точказрения может быть или казаться необычной или даже парадоксальной: в кино встречается и взгляд сверху вниз, и снизу вверх, с самой земли — всех точек зрения не перечесть. Но они пред-стают как подчиненные прагматическому правилу, действующему не только для повествовательного кино: чтобы избежать бессодержательного эстетизма, им необходимо быть объяснимыми, обнаруживать собственные нормальность и упорядоченность, будь то слозиции более обширного множества, включающего первое, либо с позиции элемента первого множества, который поначалу остается незаметным,, впрямую не данным. У Жана Митри описана образцовая в этом отношении последовательность: в « Человеке, которого я убил» Любича камера, движущаяся сбоку и на средней высоте, показывает сзади толпу людей, пытается проскользнуть вперед, а затем останавливается на инвалиде, под искалеченной ногой которого открывается вид на военный парад. Итак, камера включает в кадр здоровую ногу, костыль, а под культей — парад. Вот уж действительно необыкновенный угол кадрирования! Но мало того, на другом плане, позади одноногого инвалида, показан другой калека, на этот раз — вовсе без ног, и он смотрит парад именно так, тем самым актуализуя или осуществляя только что


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz