Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

Это напоминает бергсоновскую дифференциацию живого: растение, или нечто произрастающее, имеет своей задачей накапливать


 


1 Merleau-Ponty. «Sensetnon-sens».Nagel,«Lecinemaetlanouvellepsychologies».


' Показное действие, или отреагирование (психологический термин) (англ.). — Прим. пер.


224


Жиль Аелёз


Кино-1. Образ-движение


225


 


взрывчатку, не сходя с места, — тогда как дело животного — взрывать
ее, совершая резкие движения1. Возможно, оригинальность Фуллера
состоит в том, что он довел такую дифференциацию до максимума,,
хотя порою его фильмы развиваются скачкообразно и в них наруша
ется логическая связь событий. Этому явлению способствует военная
тематика — таким фильмам присущи нескончаемое ожидание и про-
низанность атмосферы чем-то неясным, с одной стороны, а с другой —
резкие взрывы и
acting-out. В предельных случаях Фуллер обнаружи
вает характерное для его манеры насилие у сумасшедших, ведущих
себя в коридоре подобно растениям (фильм «Шоковый коридор»), а
также у пса-расиста, «взрывающегося», нападая на людей (фильм «Бе
лый пес»). Правда, у сумасшедших тоже бывают непредсказуемые
вспышки, а у собаки — долгое и таинственное впитывание ситуации;
«Я объяснил псу, что он актер...» Впрочем, Фуллер умеет это объяс-,
нять и растениям. Для него важна крайняя разъединенность полю
сов, усугубляющая каждую из сторон показываемого им насилия и
порою осуществляющая инверсию полюсов: в таких случаях ситуа
ция приближается к мрачному натурализму.                                                          ,
Диссоциировать полюса умеет и Казан, и фильм «БэбиДолл» яв
ляется одним из прекраснейших вегетативных фильмов, в котором
выражается сразу и дурманящая неторопливая жизнь американского
Юга, и растительное существование молодой женщины у колыбели.
Однако же Казана интересовало и определяло эволюцию его творче
ства нанизывание «впитываний» и взрывов с тем, чтобы получить не
столько двухполюсную структуру, сколько непрерывную структури
рованность. Эту тенденцию усиливает вытянутый формат кинескопа.
И как раз ее можно назвать ортодоксией
Actors Studio: большая «гло
бальная задача»,
CACI, дробится на последовательные и непрерыв
ные «локальные задачи»
(cl al с2, с2 а2 сЗ...). В фильме «Америка, Аме
рика»
каждая такая последовательность обладает собственной геограг
фией, социологией, психологией, тональностью и ситуацией, кото
рая зависит от предыдущего действия и возбуждает последующее; она
влечет за собой героя к следующей ситуации, каждый раз — через впи
тывание и взрыв, вплоть до последней вспышки (объятия нью-йорк
ской набережной). Ограбленный, обесчещенный, ставший убийцей,
женихом и предателем — герой проходит через такие последователь*-
ности, и все они включены в повсюду присутствующую большую за
дачу: бежать в Анатолию (
Q, чтобы добраться до Нью-Йорка (С]). Что
же касается Охватывающего, то есть большой задачи, то оно освяща
ет или по меньшей мере оправдывает героя за поступки, которые ему
приходится совершать на каждом шагу: обесчещенный снаружи, он


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz