ворит, что речь здесь идет о
«патетизации» скромных и будничных
вещей; это уже не ситуация на броненосце,
которая была патетичес
кой сама по себе. Необходимо, стало быть, чтобы качественный скаг
чок перестал быть только материальным и относящимся к содержаг
нию; ему нужно сделаться формальным и
переходить от некоего об
раза к образу совершенно иного типа,
и последний будет иметь лишь
отражательное и косвенное
отношение к исходному.
Эйзенштейн до-
бавляет, что для этого второго
режима ему приходилось делать вы1-
бор между театральным и пластическим
представлением: но теат
ральное представление типа крестьян, пляшущих на Лысой горе,
было бы смешным, и к тому же он уже воспользовался театральной
репрезентацией в предыдущей сцене того же фильма. Следователь
но, теперьему требовалось достаточно выразительное пластическое
представление, чтобы окольным путем вернуться к действию. Тако
ва здесь была роль воды и огня1. %
Вернемся к обоим случаям. С одной
стороны, в театральном пред
ставлении реальная ситуация не сразу
вызывает соответствующее ей
действие, но выражается в фиктивном действии, которое лишь пред
восхищает некий план или же грядущее реальное действие. Вместо
С—>Л мы имеем С—ь4/(фиктивное
театральное действие), а значит, Л/
служит индексом готовящегося
реального действия А (например, пре
ступления). С другой стороны, в
пластической репрезентации дей
ствие не сразу раскрывает свернутую в
нем ситуацию, но само разви
вается в грандиозных ситуациях,
охватывающих ситуацию, которая
имеется в виду Вместо А->Смы имеем А—>CI(пластические фигуры),
причем CI выступает в роли
синсигнума или Охватывающего по от
ношению к реальной ситуации С, обнаруживаемой
лишь через пог
средника (например, радость в деревне). В одном случае ситуация
отг
сылает к образу, не совпадающему с
действием, которое она должна
вызвать; в другом же случае действие
отсылает к образу, не совпадаюг
щему с обозначаемой им ситуацией
Таким образом, представляется,
что в первом случае малая форма как бы впрыскивается в большую
через театральную репрезентацию; во втором
же случае большаяфор-
ма впрыскивается в малую при помощи
репрезентации скульптурной
или пластической. Как бы там ни было, уже не существует непосредг
ственного отношения между
ситуацией и действием или между дей
ствием и ситуацией: между двумя образами илиже между двумя эле
ментами одного образа появляется
третий, обеспечивающий конверг
сию форм. На первый взгляд, фундаментальная двоичность, характе
ризующая образ-действие, стремится здесь к самопреодолению *
направлении более высокой инстанции, к
некоей «троичности», спо-
Предыдущая Следующая