Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая


252


Жиль


Кино-1 Образ-движение


253


 


ворит, что речь здесь идет о «патетизации» скромных и будничных
вещей; это уже не ситуация на броненосце, которая была патетичес
кой сама по себе. Необходимо, стало быть, чтобы качественный скаг
чок перестал быть только материальным и относящимся к содержаг
нию; ему нужно сделаться формальным и переходить от некоего об
раза к образу совершенно иного типа, и последний будет иметь лишь
отражательное и косвенное отношение к исходному. Эйзенштейн до-
бавляет, что для этого второго режима ему приходилось делать вы1-
бор между театральным и пластическим представлением: но теат
ральное представление типа крестьян, пляшущих на Лысой горе,
было бы смешным, и к тому же он уже воспользовался театральной
репрезентацией в предыдущей сцене того же фильма. Следователь
но, теперьему требовалось достаточно выразительное пластическое
представление, чтобы окольным путем вернуться к действию. Тако
ва здесь была роль воды и огня1.                                                                           %
Вернемся к обоим случаям. С одной стороны, в театральном пред
ставлении реальная ситуация не сразу вызывает соответствующее ей
действие, но выражается в фиктивном действии, которое лишь пред
восхищает некий план или же грядущее реальное действие. Вместо
С—>Л мы имеем С—ь4/(фиктивное театральное действие), а значит, Л/
служит индексом готовящегося реального действия А (например, пре
ступления). С другой стороны, в пластической репрезентации дей
ствие не сразу раскрывает свернутую в нем ситуацию, но само разви
вается в грандиозных ситуациях, охватывающих ситуацию, которая
имеется в виду Вместо А->Смы имеем А—>
CI(пластические фигуры),
причем
CI выступает в роли синсигнума или Охватывающего по от
ношению к реальной ситуации С, обнаруживаемой лишь через пог
средника (например, радость в деревне). В одном случае ситуация отг
сылает к образу, не совпадающему с действием, которое она должна
вызвать; в другом же случае действие отсылает к образу, не совпадаюг
щему с обозначаемой им ситуацией Таким образом, представляется,
что в первом случае малая форма как бы впрыскивается в большую
через театральную репрезентацию; во втором же случае большаяфор-
ма впрыскивается в малую при помощи репрезентации скульптурной
или пластической. Как бы там ни было, уже не существует непосредг
ственного отношения между ситуацией и действием или между дей
ствием и ситуацией: между двумя образами илиже между двумя эле
ментами одного образа появляется третий, обеспечивающий конверг
сию форм. На первый взгляд, фундаментальная двоичность, характе
ризующая образ-действие, стремится здесь к самопреодолению *
направлении более высокой инстанции, к некоей «троичности», спо-


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz