полагается
рядом с Малым. Малое же, как у Платона, является такой же Идеей, что и Великое.
И в одном, и в другом направлении своего творчества Херцог показал, что большие
ноги альбатроса и его большие белые крылья — одно и то же. Наконец,
следует определить основные сферы, где большая и малая форма проявляют сразу и реальное различие, и все возможные
преобразования. Прежде всего это физико-биологическая область, соответствующая понятию
среды. Ибо последняя — в первом своем, значении — обозначает интервал между
двумя телами, или, скорее, то, что этот интервал занимает; нечто текучее,
передающее воздействие одного тела на другое
на расстояние (в таком случае контактное воздействие имеет в виду бесконечно малую дистанцию). Итак,
мы оказываемся в, пределах формы ACAI. Но в дальнейшем среда начинает обозначать Окружающее или Охватывающее, то, что окружает тело и воздействует на
него, даже если само тело на среду реагирует: это форма CACI. Мы без
труда переходим от одного смысла к другому, однако их сочетания не затушевывают совершенно различного
происхождения каждой из-двух идей: одна возникла из механики жидкостей,
а другая — в биоантропологической сфере1. Область математики, соответствующая понятию пространства, также
вызывает две отчетливо выраженные концепции.«Глобальной» мы назовем такую концепцию, которая исходит из множества со структурой, заданной для определения однозначного места и однозначной функции
элементов, к этому множеству принадлежащих (даже перед тем, как мы узнаем их природу). Это пространство-среда, которое может претерпеть
некоторые преобразования по отношению к погруженным в него фигурам: CACI. «Локальная» же концепция, наоборот,
исходит из бесконечно малого элемента, формирующего вместе со смежными областями «кусок» пространства; но эти
элементы или куски не согласуются друг с другом, пока с помощью касательных
векторов не будет определена линия связи (ACAJ). Следует заметить, что эти две
концепции противостоят друг другу не как целое и части, но скорее как два способа построения их
взаимоотношений2. Речь вдето 1 Херцог
представляет эту идею как некое доказательство; она фигурирует в одном из
оборотов длинной фразы, завершающей дневник его пешего путешествия «Sur le chemin des glaces», Hachette, p. 114: «...а так как она знала, что я из
тех, кто ходит пешком и при расставании
беззащитен, она поняла меня». 'Canguilhem Georges, «La connaissance de la vie», «Le vivant et
son milieu», Hachette. 2 Об этих двух
концепциях ср.: Lautman Albert, «Essai sur les
notions de structureetd'existence en mathematiques», I, Hermann, ch. I, II.
Лотман
считает, что они соответствуют двум типам платоновских идей. |