канских
критиков, видевших в них чрезмерные претензии побежденной страны, одиозный шантаж и нечто вроде способа пристыдить победителей '. Но
тем не менее весьма специфическая ситуация, сложившаяся в Италии, сделала возможным появление неореализма. Именно
итальянский неореализм выработал пять перечисленных выше свойств. В ситуации конца войны Росселлини обнаруживает дис-персивную и лакунарную реальность, и происходит это уже в фильме «Рим, открытый
город», но еще больше — в «Пайзе», серии фрагментарных и осколочных встреч, ставящих под сомнение
форму образа-действия САС. И
скорее, именно послевоенный итальянский экономический кризис вдохновил Де Сику, побудив его нарушить форму АСА: в «Похитителях велосипедов» уже нет
мирового вектора или мировой линии,
которые продлевали бы или согласовывали бы события; дождь всегда может прервать или отклонить поиски,
превратив их в бесцельную прогулку
мужчины и ребенка. Итальянский дождь становится символом пустого времени и возможного прерывания
действия. И к тому же, похищение
велосипеда или даже несущественные события из фильма «УмбертоД.» имеют жизненно важное
значение для главных героев. Тем не менее, фильм Феллини «Маменькины сынки» свидетельствует
не только о незначительности
событий, но и о сомнительности их логической
цепи, а также о непринадлежности их тем, кто их претерпевает, — и все
это в новой форме прогулки. В разрушенных или реконструируемых городах неореализм множит «какие-угодно-пространства», городские раковые опухоли, недифференцированную
городскую ткань, пустыри,
противостоящие детерминированным пространствам из реализма прежнего2. А высится на
горизонте, вырисовывается на фоне этого
мира, навязывает себя в третью очередь вовсе даже не неприкрашенная реальность, но ее двойник, царство клише,
внутренних и внешних, в головах и сердцах людей и на всем протяжении
пространства. Разве уже «Паиза» не
предлагает всевозможные клише, возникающие при встрече Италии с Америкой? А в «Путешествии в Италию» Росселлини создает каталог клише чистой «итальянщины» в
том виде, как ее воспринимают
прогуливающиеся буржуа: это и вулкан, и музейные статуи, и христианская святыня... В фильме «Генерал
делла .Ровере»,тот же режиссер
выводит клишированного героя. Для первых фильмов Фел- ' Ср. неистовую
статью Р.-С. Уоршоу (Warshow), воспроизведенную в
сборнике «Le пёо-realisme italien, Etudes cinematographiques», p. 140—142. На итальянский неореализм,
осмелившийся предложить «иную» концепцию кино, часто брызжут слюной, особенно в Америке. В скандале с Ингрид
Бергман этот аспект также присутствует:
став приемной дочерью Америки, она не просто бросила свою семью ради Росселлини, но еще и покинула кинематограф
победителей. 2 Ср. два номера журнала «Cinematographe», 42 и 43, decembre 1978, Janvier 1979, в
особенности — статьи Сильвии Троза и Мишеля Девийе. |