Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая


Кино-2. Образ-время

и радужных, хотя оба вместе формируют и проецируют на землю вечный мираж'. Это происходит в «Дуэли». Это происходит и в «Карусели», где описание, творимое из света и цвета, непрестанно возобновляется, с тем чтобы стереть собственный объект. Вот что Риветт доводит до совершенства в своем искусстве света. Все его героини — это Дочери огня, а все его творчество находится под знаком огня. В конечном счете, если Риветт - наиболее французский из режиссеров, то это в том смысле, в каком Жерара де Нерваля можно назвать французским поэтом par excellence, а можно даже «милым Жераром», певцом Иль-де-Франса, — тогда как Риветт будет певцом Парижа и его окраинных улочек. Когда Пруст задается вопросом, что скрывается за всеми эпитетами, которыми награждали Нерваля, он сам же и отвечает: одни из величайших стихов, какие только существуют в мире, а также само безумие и сами миражи, которым Нерваль поддавался. Ибо если Нерваль жаждал видеть провинцию Валуа и прогуливаться по ней, то ему была необходима именно реальность, «подтверждающая» его галлюцинаторные видения, в которых нам совершенно неведомо, что в настоящем, а что в прошлом, что ментальное, а что физическое. Иль-де-Франс был нужен ему как реальность, создаваемая его словом и видением, как объективное его чистой субъективности: он «освещается грезой», в нем солнечная и лунная «голубовато-пурпурная атмосфера»2. То же самое можно сказать и о Риветте с его жаждой Парижа. И здесь мы опять же должны сделать вывод, что с точки зрения оптико-звукового образа различию между объективным и субъективным присущ лишь непостоянный и относительный смысл. В высшей степени субъективный, сочувствующий субъективизм Риветта является вполне объективным, поскольку он творит реальное силою визуального описания. И наоборот, в высшей степени объективный, критический объективизм Годара можно назвать вполне субъективным, так как он заменял реальный объект зри-

1  Ранее мы рассматривали этот особый смысл света в довоенной французской шко
ле, особенно - у Гремийона. Однако Риветт доводит его до некоего высшего состо
яния, и здесь он разделяет наиболее глубокие концепции Делоне: «В противопо
ложность кубистам, Делоне не ищет тайны обновления в представлении предме
тов, а точнее говоря, света на уровне предметов. Он считает, что свет создает пред
меты сам, независимо от его отражений на материи. <...> Если же свет разрушает
объективные формы, то в компенсацию за это он приносит с собой собственные
порядок и движение. <...> Вот тут-то Делоне и открывает, что движения, одушев
ляющие свет, отличаются друг от друга в зависимости от того, идет ли речь о Солн
це или же о Луне. <...> С двумя основными картинами света в движении он ассо
циирует образ мироздания в форме земного шара, представляемого как место веч
ных миражей»
(Francastel  Pierre. «Du cubisme a Van abstrait, Robert
Delaunay».
Bibliotheque de l'Ecole pratique des hautesetudes, p.
19—29).


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz