Ср.: Benayoun Robert, «Bonjour monsieur Lewis». Losfeld. от спазмов и
разнообразных вздрагиваний, как в тот момент, когда он играет в кости («Голливуд, или Пропал»). Это уже не век
инструментов или машин, какими они предстают на
предыдущих стадиях, а именно в описанных нами машинах Китона. Это
новый век электроники и телеуправляемых объектов, заменяющих
сенсомоторные знаки оптико-звуковыми. Это уже не машина, то и дело выходящая из
строя и становящаяся безумной, как машина для кормления из «Новых времен»; холодная рациональность ни от чего не зависящего технического объекта реагирует на ситуацию и опустошает
декор: это не только электронный дом
и газонокосилки из фильма «Только деньги», но и тележки, разрушающие магазин самообслуживания («Нескладный
ординарец»), и пылесос, засасывающий все, что есть в магазине:
товары, одежду, покупателей, стенную
обшивку («Кто хозяин магазина?»)1. Новый бурлеск исходит уже не из «производства»
энергии самим персонажем; некогда эта энергия непрерывно
распространялась и усиливалась. Этот жанр
рождается благодаря тому, что персонаж (невольно) попадает в энергетический пучок, который уносит его и как раз и формирует новое движение мира, новую манеру танца,
новый вид модуляции: «волновое движение слабой амплитуды заменяет тяжеловесную механику и размах жестов»2.
Вот единственный случай, позволяющий нам заявить, что Бергсон устарел:
комическое теперь рождается не из
механики, накладываемой поверх живого, а из движения мира, которое уносит и засасывает живое.
Использование Джерри Льюисом весьма
продвинутой современной техники (а именно изобретенной им электронной схемы)
представляет интерес разве что из-за
того, что оно соответствует форме и содержанию этого нового бурлескного образа. Чистые оптико-звуковые ситуации
не продлеваются в действии, а отсылают к волнам. И эти волны, движение
мира, в которое вовлекается как бы
вращающийся на орбите персонаж, являются
источником прекраснейших тем Джерри Льюиса и переходят в некую особую галлюцинаторность, или в упомянутое
нами состояние имплицированной
грезы: таково «размножение», при помощи которого один бурлескный персонаж
становится множеством (шесть дя- 1 Последние три
фильма поставлены Ташлином. Но сотрудничество двух режис 2 Жерар Рабинович проанализировал эту мутацию жестов и движений, новые
виды |