Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

Ср.: Benayoun Robert, «Bonjour monsieur Lewis». Losfeld.


от спазмов и разнообразных вздрагиваний, как в тот момент, когда он играет в кости («Голливуд, или Пропал»). Это уже не век инструментов или машин, какими они предстают на предыдущих стадиях, а именно в описанных нами машинах Китона. Это новый век электроники и телеуправляемых объектов, заменяющих сенсомоторные знаки оптико-звуковыми. Это уже не машина, то и дело выходящая из строя и становящаяся безумной, как машина для кормления из «Новых времен»; холодная рациональность ни от чего не зависящего технического объекта реагирует на ситуацию и опустошает декор: это не только электронный дом и газонокосилки из фильма «Только деньги», но и тележки, разрушающие магазин самообслуживания («Нескладный ординарец»), и пылесос, засасывающий все, что есть в магазине: товары, одежду, покупателей, стенную обшивку («Кто хозяин магазина?»)1. Новый бурлеск исходит уже не из «производства» энергии самим персонажем; некогда эта энергия непрерывно распространялась и усиливалась. Этот жанр рождается благодаря тому, что персонаж (невольно) попадает в энергетический пучок, который уносит его и как раз и формирует новое движение мира, новую манеру танца, новый вид модуляции: «волновое движение слабой амплитуды заменяет тяжеловесную механику и размах жестов»2. Вот единственный случай, позволяющий нам заявить, что Бергсон устарел: комическое теперь рождается не из механики, накладываемой поверх живого, а из движения мира, которое уносит и засасывает живое. Использование Джерри Льюисом весьма продвинутой современной техники (а именно изобретенной им электронной схемы) представляет интерес разве что из-за того, что оно соответствует форме и содержанию этого нового бурлескного образа. Чистые оптико-звуковые ситуации не продлеваются в действии, а отсылают к волнам. И эти волны, движение мира, в которое вовлекается как бы вращающийся на орбите персонаж, являются источником прекраснейших тем Джерри Льюиса и переходят в некую особую галлюцинаторность, или в упомянутое нами состояние имплицированной грезы: таково «размножение», при помощи которого один бурлескный персонаж становится множеством (шесть дя-

1  Последние три фильма поставлены Ташлином. Но сотрудничество двух режис
серов распалось, хотя и с трудом, и активная самостоятельность предметов пре
вратилась в константу фильмов Льюиса. Жерар Реказанс {«Jerry Lewis», Seghers)
усматривает основы комизма у Льюиса в том, что он называет «персонификацией
предмета», которая отличает современные инструменты и машины от бурлеска пре
дыдущего типа: это отличие обращается к электронике, но также и к новому типу
движений и жестов.

2  Жерар Рабинович проанализировал эту мутацию жестов и движений, новые виды
спорта, танцев и гимнастики, соотносящиеся с веком электроники («Монд», 27 июля
1980 г., р.
XIII). У Джерри Льюиса можно обнаружить всевозможные движения,
предвосхищающие недавние танцы типа брейк-данса или смерфа.


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz