1 Melville Herman, «Pierre ou lesambiguites». Gallimard. Кино-2. Образ-время 421 винные местности, где шумят ручьи, над
которыми висят туманы так, что никогда нельзя догадаться, что над ними есть
небо, а в небе — звезды: все это в буквальном смысле образует доисторический
мир, не мир первобытной истории наших предков — галлов или кельтов, а мир предыстории сознания, схваченный в момент
рождения времени и греха, когда небо
и земля, огонь и вода, добро и зло еще не были как следует разделены»1. Не исключено, что всю проблему
преобразует Рене — самый близкий к Уэллсу
режиссер, его наиболее независимый и творческий последователь. У Уэллса
неподвижная точка еще сохраняется, даже если она соприкасается с землей («наезд
снизу»). Это явленное взору настоящее,
скажем, чья-либо смерть, иногда данная в самом начале, а порою предвосхищаемая. Это также настоящее, данное в виде звука, голоса рассказчика; или закадровый
голос, формирующий радиофонический
центр, роль которого для Уэллса является определяющей2. И как раз по отношению к этой фиксированной точке сосуществуют и сталкиваются все страты или
полотнища прошлого. Первым
нововведением Рене было устранение центра, или неподвижной точки. Смерть не фиксирует актуального настоящего, ибо в
полотнища прошлого является несметное количество мертвых («9 миллионов
мертвецов посещает эту местность», «200 000 погибших за 9 секунд...»).
Закадровый голос перестает быть в цен^ тре действия - из-за того ли, что он
входит в отношения диссонанса с визуальным
образом, или же оттого, что он делится или размножается (различные голоса, которые говорят «я родился...» в фильме «Мой американский дядюшка»). Как
правило, пораженное неуверенностью,
рассыпанное по маятникообразным движениям персонажей или уже абсорбированное прошлым, настоящее начи- 1 В a z i n, «Orson Welles», Ed. du Cerf, p. 90. Мишель Шьон
находит тот же самый 2 Мишель Шьон, ссылаясь на влияние радио, к Каковому Уэллс всегда был
неравно |