Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

' Речь идет именно о том моменте, когда некая машина влечет героя по времени вспять, — о минуте, когда он выходил из воды на пляж; эта минута будет повторяться и модифицироваться на протяжении всего фильма. Гастон Бунур (Bounoure) писал: «Клод плавал, плывет и будет плавать вокруг этой минуты, в которую заключена вся его жизнь. Неподвластная порче и неприступная, она сверкает в лабиринте времени, словно алмаз» («Alain Resnais». Seghers, p. 86).


424

425

Жиль Диез

ко полотнищ или регионов прошлого, отсылающих к разным персона
жам: три уровня вокруг письма из Булони (тот, кто письмо написал;
тот, кто его отправил или не отправил; та, кто не получила его), два уров
ня вокруг алжирской войны (молодой солдат и содержатель гостини
цы). Это память-мир, распределенная по многим лицам и нескольким
уровням, и все они друг друга опровергают, изобличают или цепляют.
Фильм «Война окончена», по нашему мнению, знаменует собой не му
тацию и не возвращение к настоящему, а углубление все той же про
блемы. Дело здесь в том, что настоящее героя — не что иное, как «эпо
ха», определенная эпоха в истории Испании, которая никогда не пока
зывается в настоящем времени. Существует эпоха гражданской войны,
в которой так и остался комитет в изгнании. Существует новая эпоха
молодых террористов-радикалов. Анастоящее героя, постоянного сек
ретаря некоей политической организации, само является такой же эпо
хой в жизни Испании, уровнем, отличающимся и от гражданской вой
ны, и от не изведавшего ее молодого поколения. Все это, представлен
ное как прошлое, настоящее и будущее, можно также считать тремя
периодами в жизни Испании, так что производство чего-то нового осу
ществимо либо при выборе между ними, либо в рамках неразрешимо
го. Идея эпохи стремится к вьщелению, к обретению самостоятельного
политического, исторического или даже археологического смысла.
В фильме «Мой американский дядюшка» успешно продолжена это ис
следование эпох: в нем три персонажа, и каждый существует на несколь
ких уровнях, в нескольких эпохах. Здесь имеются константы: каждая
эпоха, каждое полотнище определяется некоей территорией, линиями
«утечки», блокировкой этих линий; это топологические и картолога-
ческие детерминации, предложенные Лабори. Но от одной эпохикдру-
гой и от персонажа к персонажу распределение меняется. Эпохи ста
новятся мировыми периодамис их вариациями, ибо касаются они даже
животных (человеки мышь обретают общую судьбу — в противополож
ность происходившему в фильме «Люблю тебя, люблю»), но еще и по
тому, что они соотносятся с надчеловеческим космосом, с островом-и
его сокровищами. Как раз в этом смысле Бергсон говорил о длительно
стях, низших и высших по отношению к человеку, и о том, как все ощ
сосуществуют. Наконец, в фильме «Жизнь - роман» разрабатывается
идея трех мировых эпох как таковая, трех эпох в жизни замка, трех со
существующих периодов, соотносящихся с человеком, - однако каж
дая из этих эпох обладает собственными персонажами и абсорбирует
их, а уже не соотносит их с данными в фильме личностями: Древний
Век и утопия; Современный Век и коллоквиум, техно-демократичес
кая организация; Век Детства и легенда. На всем протяжении творче
ства Рене мы погружаемся в память, выходящую за пределы психоло
гии, в память на двоих, в память, распределенную на несколько чело
век, в память-мир, в память как мировые эпохи.                                                   и


Предыдущая Следующая