448 Жиль Делез Кино-2. Образ-время 449 мнение поставлена сама возможность суждения. Ланг словно бы утверждает, что истины больше нет, а существуют лишь разновидности кажимости. Ланг американского периода становится крупнейшим режиссером, изображающим
кажимость, фальшивые образы (отсюда — эволюция
Мабузе). Все имеет лишь внешнюю сторону; тем не менее, это новое состояние преобразует систему суждения, но не
устраняет ее. На самом деле внешность
ест> то, что само себя вьщает; величайшими моментами в фильмах Ланга являются те, когда персонаж
невольно обнаруживает свои намерения.
Внешность обманчива, однако не потому, что она уступает место более глубокой
истине, но попросту из-за того, что она обнаруживает неистинность самой себя: персонаж совершает промах, сообщая, что знает имя жертвы (-«Неправдоподобная
истина») или немецкий язык («Палачи тоже умирают»). В таких условиях
остается возможным возникновение новых кажимостей, по отношению к которым
первые будут подсудными и судимыми. Участники Сопротивления, к примеру, нанимают лжесвидетелей, чтобы те обрекли на
осуждение со стороны гестапо
предателя, знающего немецкий язык. Итак, система осуждения претерпевает существенное преобразование, ибо оно
выносится в условиях, определяющих отношения,от которых зависит кажимость: Ланг
изобретает релятивизм в духе
Протагора, когда суждение выражает «наилучшую» точку зрения, т. е. отношение,
при котором кажимость получает возможность
обернуться к выгоде некоего индивида или же какой-то наивысшей гуманности (суждение как «отмщение» или
перемещение кажимостей). Тут ясна
суть всех недоразумений между Лангом и Брехтом, понятно, как они сотрудничали. У Ланга, как и у
Брехта, суждение уже невозможно
выносить непосредственно в рамках образа, и выносится оно со стороны зрителя,
которому предоставляются условия и возможность судить сам образ. Но то, что у Брехта основывалось на реальности противоречий, у Ланга, напротив, основано на
относительности кажимости1. Если систему суждения внезапно постигает
кризис, она все же сохраня- ' Ланг и Брехт
вместе работали над фильмом «Палачи тоже умирают», но сотрудничество это предстает в весьма двусмысленном свете.
Например, в начале фильма ставится
вопрос о том, имеют ли право участники Сопротивления компрометировать своих
соотечественников, поскольку нацисты арестовывают и убивают невинных
заложников: девушка умоляет участника Сопротивления изобличить самого себя, чтобы спасти ее отца, взятого в заложники. Но
проходит не так много времени, и она без
колебаний принимает жертву со стороны некоей торговки, которая отказывается донести на нее саму. Здесь мы видим чисто
брехтовский процесс, когда зритель вынуждается
к осознанию определенной проблемы или противоречия и к разрешению их в соответствии с собственными принципами
(остранение). Творчеству же Ланга
присущ совсем иной метод: он делает акцент на способе, каким персонаж самого себя вьщает, и притом так, что мы можем
противопоставить одной кажимости другие, находящиеся с ней в самых разнообразных
отношениях (не только доносчик по неловкости запутывается в показаниях, но еще
и участник Сопротивления оставляет у себя на губах следы помады, притом
— на этот раз — чересчур тщательно, чтобы
намекнуть на любовную сцену). Два процесса могут смешиваться и приводить к одному и тому же, но они крайне далеки друг от
друга. |