Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая


ется в преобразованном виде, - как у одного, так и у другого. Совершенно иначе у Уэллса (который хотя и снял фильм в духе Ланга, однако сам не любил своего произведения: в «Постороннем» персонаж выдает самого себя). У Уэллса система суждения становится определенно невозможной, особенно для зрителя. Разграбление суда в фильме «Леди из Шанхая», и особенно беспредельная наглость приговора в «Процессе» говорят об этой новой стороне. Уэллс непрестанно создает неподсудных персонажей; судить их нельзя, и они ускользают от любого возможного суждения. Если рушится идеал истины, то отношений кажимости становится недостаточно для того, чтобы сохранить возможность суждения. Как говорил Ницше, «одновременно с истинным миром мы отменили и мир кажимостей...».

Что же остается? Остаются тела, которые являются силами, и ничем иным. Но сила уже не соотносится с каким бы то ни было центром, равно как и не сталкивается с какими бы то ни было препятствиями или средой. Она сталкивается лишь с другими силами, она соотносится с иными силами, на которые действует сама или же они действуют на нее. Власть (или потенция; то, что Ницше называет «волей к власти», а Уэллс — «характером») представляет собой возможность воздействовать и получать воздействие, взаимоотношения одной силы, с другими. Эта возможность всегда выполняется, а взаимоотношения всегда осуществляются, хотя и переменным способом и в зависимости от имеющихся сил1. Мы уже предощущаем, что и короткий, рубленый или дробленый монтаж, и длительный план-эпизод служат одной и той же цели. Первый представляет последовательность тел, каждое из которых реализует собственную силу или же претерпевает воздействие силы другого тела: «каждый план демонстрирует некий удар или контрудар, удар полученный или же удар нанесенный»2. Другой одновременно показывает совокупность отношений сил во всей ее изменчивости и нестабильности, при размножении центров и изобилии векторов (сцена допроса в «Печати зла»)3. Как с одной, так и с другой стороны мы

1  Отелах-силах, ср/ Krai Р е t г. »Le film comme labyrinthe» «Positif». no. 256,juin
1982, атакже Narboni Jean «Un cinema en plongee»J«0/son Welles, Cahienducinema»
(Нарбони сопоставляет «характер» по Уэллсу с ницшеанской волей к власти).

2  Интервью Уэллса в «Cahiers du cinema», p. 42, по поводу битвы в «Фальстафе».
Аналогично этому, рубленый монтаж в «Леди из Шанхая» вызвал следующую мысль
Дидье Гольдшмидта: планы не выстраиваются в цепь, а бросаются друг на друга,
«серии "прямая — обратная перспектива", данные очень крупным планом, в осо
бенности те, где присутствуют О'Хара и Кросби, раскачивают весы образа слева
направо, движения резко прерываются; все стремится к тому, чтобы высвободить
некую энергию, обусловливающую едва ли не единственное в своем роде пластич
ное восприятие фильма»
(«Cinematographe», no. 75, fevrier 1982, р. 64).


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz