![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Для советских кинематографистов диалектика была не просто словом. Она определяла сразу и практику, и теорию монтажа. Но в то время, как трое его великих коллег и соотечественников использовали диалектику для
преобразования органической композиции образов-движений,
Вертов воспринимал ее как средство для разрыва с ней же. Он упрекал своих соперников в том, что те
плетутся на буксире у Гриффита,
создавая кино в американском духе и проникнутое буржуазным идеализмом. По
Вертову, диалектике следовало порвать со все еще чересчур органичной
Природой и с человеком, слишком легко впадающим
в патетику. Метод работы Вертова заключался в том, что в итоге целое совпадало с бесконечным
материальным множеством, а интервалы
сливались с взглядом из глубин материи, с работой Камеры. У официальных
критиков этот режиссер также не встречал понимания. Но он довел до крайности спор советских мастеров кино о диалектике, суть которого очень хорошо уловил
Эйзенштейн, когда перестал довольствоваться полемикой. Пару «материя -
глаз» Вертов противопоставляет парам «Природа — человек», «Природа — кулак» и
«Природа - удар кулаком» (то есть органичность-пафос)1. ■ В предвоенной
французской школе (чьим признанным лидером в известной мере
был Ганс) мы также видим разрыв с принципом органической
композиции. Тем не менее речь здесь не идет о вертовизме, пусть даже умеренном. Следует ли считать
французскую школу импрессионистической,
точнее противопоставляя ее немецкому экспрессионизму? Скорее ее можно назвать в
некотором смысле картезианской:
французские режиссеры прежде всего интересуются количеством движения и метрическими отношениями, позволяющими определить его. Они в таком же
неоплатном долгу перед Гриффитом, как и советские мастера, и им точно так же хочется преодолеть то, что у Гриффита оставалось на уровне эмпирии, и разработать
более научную концепцию с тем, чтобы она служила вдохновению создателей фильмов
и даже единству искусств (это та же
забота о «научности», которую мы находим
в ту эпоху в живописи). И вот французы отвергают органическую композицию
и при этом не становятся приверженцами ком-
88 Жиль Делёз Кино-1 • Образ-движение 89
|
![]() ![]() |