Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

1  О графических формах у Годара см.: Fieschi Jacques. «Mots et images»,
«Cinimatographe», no.
21, octobre 1976 : «В великой немой мистерии слово в титрах
скрепляло собой смысл. У Годара же этот написанный смысл ставится под сомне
ние и влечет за собой новую путаницу».

2  Ср.: Bonnet  Jean-Claude, «Le petit theatre de Jean-Luc Godard».
«Cinematographe», no.
41, novembre 1978. У Годара речь идет не о том, чтобы ввести в
фильм сцены репетиции некой пьесы (Риветт); для него театр неотделим от импро
визации от «спонтанных мизансцен», или же от «театрализации повседневного». То
же самое можно сказать и о танце, ср. приведенные ранее замечания Амангуаля.


504


Жиль Делез


Кино-2. Образ-время


505


 


ступают в роли категории, наделяя ее полной индивидуацией: наиболее волнующим примером, возможно, является вмешательство в ход событий Бриса Парена, демонстрирующего и индивидуирующего категорию языка — langage как предела, к которому всеми силами стремится героиня, проходя сквозь серии образов (проблема Нана).

Словом, категориями могут служить слова, вещи, поступки, люди, «Карабинеры» — это не фильм о войне, направленный к ее возвеличиванию или изобличению. Он запечатлел категории войны, а это нечто совсем иное. Итак, как пишет Годар, категориями могут быть точно определенные предметы, как, например, морской флот, сухопутная и воздушная армии, - либо «точно определенные идеи» типа оккупации, кампании и Сопротивления, — или же «точно определенные ощущения» вроде насилия, бегства врассыпную, отсутствия страсти, осмеяния, смятения, удивления, опустошенности, — или, наконец, «точно определенные феномены», такие, как шум и безмолвие'. Пожалуй, можно констатировать, что в качестве одной из категорий может выступать и цвет. Цвет не только действует на вещи, людей и даже на написанные слова, но и сам по себе формирует особую категорию: таков красный цвет в фильме «Уик-энд». Если Годар является выдающимся колористом, то это потому, что он использует цвет как крупный индивидуированный жанр, в котором отражается образ. Это бессменный метод Годара в цветных фильмах (если только он не наделяет большей степенью рефлексии музыку, либо и цвет, и музыку сразу). В «Письме к Фредди Бюашу» обнаруживается хроматический метод в чистом виде: в этом фильме есть верх и низ, Лозанна голубая и небесная и Лозанна зеленая, земная и водная. Таковы две кривые или периферии, а между ними располагается серое, центр, прямые линии. Цвета становятся едва ли не математическими категориями, в которых город отражает собственные образы и создает из них некую проблему. Три серии, три состояния материи — вот проблема Лозанны. Вся техника фильма — наезды сверху и снизу, остановки на конкретных образах - поставлена на службу этой рефлексии. Режис^ сера упрекали за то, что он не выполнил заказа и не снял фильм «о» Лозанне: дело в том, что он перевернул отношения между Лозанной и цветом, в котором она предстает; он опустил Лозанну в цвета, как бы проведя ее через таблицу категорий, которые тем не менее только и годятся что для Лозанны. Это действительно черта конструктивизма; Годар воссоздал Лозанну с ее цветом, дискурс Лозанны, ее непрямое видение.


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz