512 Жиль Делез Кино-2. Образ-время 513 собираются реализовать гестус, не являющийся ни реальным, ни воображаемым, ни будничным, ни церемониальным, но расположенным на границе между парами этих понятий, и, в свою очередь, гестус
этот отсылает к использованию подлинно визионерских или галлюцинаторных чувств (волшебная конфета из «Селины и Жюли», проекции фокусника из «Любви на земле»). Персонажи как будто отскакивают от театральной стены, принимая чистые позы, одинаково независимые как от театральной роли, так и от реального действия, хотя и вступающие в резонанс с обоими. Одним из превосходнейших примеров
у Риветта можно назвать фильм «Безумная любовь», когда пара любовников,
запертая в комнате, пробует все позы: позу изгнанников, агрессивную позу, позу
влюбленных... Демонстрация поз здесь великолепна.
В этом смысле Риветт изобретает театральность кинематографа, в высшей степени отличающуюся от
театральности театра (даже когда
кино просто на нее ссылается). Годар решает эту проблему иначе, и на первый взгляд его решение проще: причина здесь в том, что персонажи занимаются игрой в свое удовольствие, танцуют и мимируют для самих себя, и все это в театрализации, непосредственно продлевающей их повседневные позы: персонаж сам себе устраивает театр. Так, в «Безумном Пьеро» мы
наблюдаем непрерывный переход от телесных поз к
театральному гестусу, связывающему их между собой и наделяющему тела новыми позами —
вплоть до финального самоубийства,
абсорбирующего все. У Годара позы тела - это категории самого духа, а
гестус - это нить, протянувшаяся от одной
категории к другой. Например, в «Карабинерах» показан гестус войны. Гестус, согласно требованию
Брехта, обязательно является
социально-политическим, но он представляет собой и кое-что еще (как у Риветта, так и у Годара). Гестус
биовитален, метафизичен и эстетичен1. У Годара в «Страсти»
позы начальника, собственника и работницы
отсылают к картинному или паракартинному гестусу. А в фильме «Имя: Кармен» позы тел непрестанно
отсылают к гестусу музыкальному,
координирующему их независимо от интриги, возобновляющему их, подчиняющему их
сцеплению более высокого порядка, но также высвобождающему все их потенции: репетиции квартета не довольствуются разработкой звуковых качеств
образа и управлением ими, но охватывают даже визуальные его качества, —
в том смысле, в каком локоть скрипача
выверяет движение переплетающихся тел. Дело в том, что у Годара звуки и цвета представляют собой позы тела, т. е.
категории: следовательно, они обретают связующую нить в проходя- 1 Само название
брехтовского текста, «Музыка и гестус», в достаточной степени указывает на то, что гестус не должен быть только
социальным- служа основным элементом
театрализации, он имеет в виду разнообразные эстетические компоненты, в
особенности — музыкальные. |