Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая


щей через них эстетической композиции, а также в поддерживающей напряжение между ними социально-политической организации. В фильме «Имя: Кармен» с самого начала показана перекличка звуков тела, стукающегося о предметы, самого-себя бьющего, стучащего себе по черепу и т. д. Фильмы Годара продвигаются от телесных поз - визуальных и звуковых — к гестусу, наделенному многими измерениями, картинному и музыкальному, образующему церемонии тела, его литургию, его эстетическую упорядоченность. Это можно было бы сказать уже о фильме «Спасайся, кто может», где музыка формировала виртуальную направляющую нить, ведущую от одной позы кдругой, («что это за музыка?»), и лишь потом, кконцу фильма, выступала как таковая. Поза тела напоминает образ-время, вкладывающий в тело «до» и «после», т. е. временную серию; гестус же является образом-временем иного типа, временным порядком или распорядком, одновременностью острий и сосуществованием полотнищ времени- Итак, при переходе от первой ко второму Годар достигает большой сложности. Это тем более интересно, что этот режиссер умеет двигаться и в противоположном направлении, исходя из непрерывного и предзаданногогестуса и разлагая его на позы или категории: таковы остановленные образы в фильме -«Спасайся, кто может» (где заканчивается ласка и начинается пощечина, где заканчиваются объятия и начинается борьба?)1. В промежутке «между» двумя позами имеется не только гестус; в позах и в гестусе наличествует еще и звуковое, и визуальное, которое имеется еще и в промежутке «между» позами и самим гестусом и в том же самом промежутке, пройденном в обратном направлении: кстати, таково визуальное и звуковое разложение порнографических поз.

Фильмы, последовавшие за «новой волной», непрестанно разрабатывали эти направления, внося в них иное: позы и повадки тела; осмысление действия, происходящего на земле или в лежачем положении; скорость и неистовость координации движений; вытекающие из всего этого церемониальность или театральность кино (уже в «Плоти орхидеи», а впоследствии в «Раненом» Шеро проявляется большая выразительность в этом отношении). Разумеется, кинематограф тела не обходится без опасностей: это и экзальтация маргинальных персонажей, превращающих свою будничную жизнь в пошлую церемо-

' Ср. две важные статьи Жан-Пьера Бамберже, одна из которых посвящена филь
му «Спасайся, кто может», а другая — фильму «Имя: Кармен»
(«Liberation», 7, 8
novembre 1980, lfJjanvierWS^ В первой Бамберже анализирует разложение движе
ния сообразно позам, но также и разложение мелодических линий по персонажам,
и соответствующую роль музыки. Во второй он рассматривает взаимоотношения
тела и звука, но также отношения музыкального жеста и поз тела: «Как вызвать к
жизни отношение между щипками скрипичных струн и щипками обнимающих
друг друга тел, между закругленностью движения смычка, набрасывающегося,на
струну, и руки, обвивающей шею?»                                                                        ,,


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz