Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая


этот промежуток оставался подчиненным как воплотившемуся в нем интегрирующему целому, так и выходящим за его рамки ассоциациям1. Относительно лингвистики можно сказать, что она сохранила классическую модель мозга, как с точки зрения метафоры и метонимии (подобие -смежность), так и с точки зрения синтагмы и парадигмы (интеграция - дифференциация)2.

Научное познание мозга претерпело эволюцию и общее перераспределение смысла. Все настолько усложнилось, что мы будем говорить даже не о разрыве, а, скорее о новых ориентациях, лишь в предельных случаях производящих впечатление разрыва с классическим образом. Однако, возможно, что в то же самое время изменились и наши отношения с мозгом, что привело к довершению картины разрыва с прежними отношениями независимо от какой бы то ни было науки. С одной стороны, органический процесс интеграции и дифференциации все больше отсылал к уровням относительных интери-орности и экстериорности, а — через их посредство — и к абсолютным внешнему и внутреннему, находящимся в топологическом контакте: это было открытием топологического церебрального пространства, проходившего через относительные среды ради того:, чтобы достичь соприсутствия некоего внутреннего, более глубокого, чем любая ин-териорная среда, и некоего внешнего, более отдаленного, нежели любая экстериорная среда3. С другой стороны, процесс ассоциации все сильнее сталкивался с купюрами в непрерывной сети мозга, так что повсюду находились микрощели, представлявшие собой не только пустоты, которые следовало преодолеть, но и алеаторные (случайные) механизмы, каждый раз включавшиеся в момент между посылкой и приемом ассоциативного сообщения: таким было обнаружение вероятностного или полуслучайного мозгового пространства, «неот-

1  Бергсон, ММ, гл. III.

2  Это хорошо заметно у Якобсона («Langage enfantin et aphasie». Ed. de Minuit), при
знававшего две оси и ставившего в привилегированное положение ось ассоциа
ций. Следует также изучить сохранение старой церебральной модели у Хомского.
Для понимания кинематографа, очевидно, необходимо поставить следующий воп
рос в рамках семиологии лингвистического типа: какая имплицитная мозговая мо
дель лежит в основе отношений между кино и языком
(langage), к примеру, у Кри
стиана Метца? Среди разработчиков подобной семиотики, на наш взгляд, более
прочих осознавал эту проблему Франсуа Жост: его анализы предполагают иную
церебральную модель, хотя, насколько нам известно, он не занимался этим вопро
сом впрямую.

3  Жильбер Симондон анализировал эти проблемы: как процесс интеграции-диф
ференциации отсылает к относительной дистрибуции интериорных сред и эксте-
риорной органики; как последняя, в свою очередь, отсылает «к абсолютным инте-
риорности и экстериорности», проявляющимся в топологической структуре мозга
(р. 260-265: «кора головного мозга не может быть адекватно представлена в Евк
лидовой геометрии»).                                                                                               < . •


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz