Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

2  Ср.: Rosenstiehl et  Petitot. «Automate asocial et systemes acentres».
«Communications», no.
22, 1974.                                                                    \


раться персонаж, стремящийся к зовущему его внешнему, — но, воз-можно, он так его и не догонит (корабль из «Барокко», затем «Отель "Америк "»у. У Жако, напротив, функция буквальности образа (уплощение, избыточность и тавтологии) нарушает ассоциации, чтобы заменить их бесконечностью интерпретации, единственным пределом которой является абсолютное внешнее {«Убийца-музыкант», «Дети застенка»)2. В обоих случаях мы имеем дело с кино неопсихоаналитического типа: дайте мне какой-нибудь промах или неудавшееся действие, и я реконструирую мозг. Новый образ мозга определяется топологической структурой внешнего и внутреннего, равно как и случайным характером сцеплений или медиаций на каждом этапе.

Великим романом, соответствующим такому образу мозга, является «Петербург» Андрея Белого. Действие этого шедевра разворачивается в некоей ноосфере, где внутри мозга выдалбливается коридор ради сообщения с космической пустотой. /Это роман оперирует уже не тотализацией, а приложением внутреннего к внешнему, - а это две стороны одной мембраны (бомба изнутри и снаружи,, в животе и в доме). Он работает уже>не сцеплением образов, а разрыванием на куски, которые непрестанно выстраиваются в новые цепи (демонические явления красного домино). Это отличительные признаки конструктивистского романа, «мозговая игра»3. Если Рене показался ,нам

1  О бегстве ассоциаций, эффектах витрины и прозрачности, а также об усилиях
главного героя, плывущего против течения, ср.: ТёсЫпё, Entretiens avec Sainderichin
et Tesson. «Cahiers du cinema», no.
333, mars 1981: даже в этой перспективе декор
имеет, не столько физическую, сколько церебральную функцию.

2  Ср.: Entretien avec Jacques Fieschi. «Cinematographe», no.'31, octobre 1977 : «Я счи
таю, что кино — это искусство словесности <...>. Моим намерением было буквали-
зовать все, что наделено в фильме метафорической судьбой», например, трость,
движущуюся по кругу в «Детях застенка». Иными словами, «бесконечная интер
претация» достигается не через метафоры или даже сцепление ассоциаций, а, как
мы увидим, через разрыв ассоциаций ,и новое их сцепление вокруг буквального
образа. Именно такой метод позволяет произвести сближение между Жако и Каф
кой; он дал возможность этому режиссеру превосходно экранизировать один эпи
зод из «Америки». В истории кино первые фильмы, на создание которых натолкнул
психоанализ, наоборот, работали с метафорами и ассоциациями.

3  Белый Андрей, «Петербург» (а также послесловие Жоржа Нива, анализиру
ющего концепцию «мозговой игры» у Белого). Мы заимствуем выражение «разрыва
ние на куски, вновь выстраиваемые в цепь» (morcelage гё-enchaine) у Реймона Рюйе,
который пользуется им для характеристики знаменитых марковских цепей: последние
отличаются сразу и от детерминированных цепочек, и от распределений наудачу, и
имеют отношение к полуслучайным явлениям или к смесям зависимости и алеатор-
ности
(«Lagenese desformes vivantes». Flammarion, ch. VII). Рюйе, показывает, каким
образом марковские цепи вмешиваются в жизнь, в язык, в общество, в историю и в
литературу. В этом отношении пример ,Белого занимает особое положение. Говоря
более обобщенно, только что получившие наше определение нейронные цепи с их
синапсисами и иррациональными схемами, соответствуют математическим цепям
Маркова: это «частично зависимые» последовательные потоки, полуслучайные сцеп
ления, т. е. сцепления, выстраивающиеся заново. Мозг представляется нам особо
достойным интерпретации в духе Маркова (между нейронным передатчиком и при
емником происходят последовательные, но не независимые испускания сигналов).


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz