Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

1 Ср.: Кафка. «Дневник», 25 декабря 1911 г. (а также письмо к Броду (июнь 1921 г.); К 1 е е. «Theone de I'art moderne», Mediations, p. 33. («Мы обрели части, но еще не все множество. И этой последней силы нам недостает. И это — из-за отсутствия народа, являющегося нашим носителем. Мы ищем народную поддержку; в Баухаусе мы начали работать с сообществом, которому собираемся дать все, что у нас есть. Большего мы сделать не смогли».) Кармело Бене также сказал: «Я делаю народный театр. В смысле — этнический. Но вот народа-то в нем и нет» («Dramaturge», p. 113).


540


Жиль Делез


Кино-2. Образ-время


541


 


ческим и «влечет за собой жизненный или смертный приговор». И действительно, в больших нациях семья, супружеская чета и индивид зани-i маются личными делами, хотя бы даже такие дела ясно и четко выражали социальные противоречия и проблемы или же были их непосредствен-! ными последствиями. Итак, частный элемент может заменять осозна-1 ние, в той мере, в какой он доходит до оснований чего-либо или же, обнаруживает выражаемый им «объект». В этом смысле классическое' кино непрестанно поддерживало существование такой границы, котхь рая отмечала корреляцию между политическим и частным и - посредством осознания — позволяла переходить от одной общественной силы* к другой, от одной политической позиции к другой: героиня фильма Пудовкина «Мать» обнаруживает настоящий объект, с которым ведет битву ее сын, и принимает от него эстафету; а в фильме Форда «Гроздья гнева» до определенного момента ясно видит ситуацию мать, а когда условия меняются, эстафету у нее подхватывает сын. В современном политическом кинематографе дела обстоят иначе, ибо в нем не осталось границ, обеспечивавших хотя бы минимум дистанции или же эволюции: частное дело сливается с непосредственно-социальным или с политическим. В фильме Гюнея «Йол» семейные кланы формируют сеть коали-> ций, ткань отношений настолько тесных, что один из персонажей обязан жениться'на Жене собственного умершего брата, а другой — отправиться на поиски собственной виновной жены, сквозь снежную пустыню, чтобы подвергнуть ее наказанию; а в «Стаде», как и в фильме «Йол», наиболее прогрессивный герой заранее приговорен к смерти. Нам скажут, чтотут речь идет об архаических пастушеских семьях. Но ведь в счет в них как раз идет уже не «генеральная линия», т. е. не эволюция Старого и Нового, и н& революция, совершающая скачок от одного к другому. Скорее, как в южноамериканском кино, мы видим подстановку нового1 под старое или же их взаимопроникновение, из-за которого «получается нелепость», принимающая «форму аберрации»1. Корреляцию политического и частного заменяет доходящее до абсурда сосуществование весьма разнообразных социальных этапов. Именно так в творчестве Глаубе-ра Poiud мифы о народе, пророчествах и бандитизме являются архаической изнанкой капиталистического насилия, как если бы народ вывернулся наизнанку и, имея потребность чему-либо поклоняться, направил свое удвоенное буйство против самого себя, сам от этого страдая («Черный Бог и белый дьявол»). Престиж осознания упал - из-за того ли, что оно творится в воздухе, как у интеллектуалов, — или потому, что оно притаилось в каком-то «дупле», каку Антониодес Мортеса, который только и способен, что уловить соположение разных типов насилия и продолжение одного из них в другом.


Предыдущая Следующая