Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

3  Тектоническая или геологическая потенция живописного образа у Сезанна не про
сто одна из черточек, добавляющаяся к прочим, но имеет глобальный характер, транс»
формирующий весь образ — не только скалу или линию гор в пейзажах, но и натюр
морты. Это новый режим визуальногоощущения, противопоставляемого как демате
риализованному ощущению в импрессионизме, так и спроецированному и галлюци
наторному ощущению в экспрессионизме. Таково «материализованное ощущение»,
к сторонникам которого причисляет себя Штрауб, ссылаясь на Сезанна: Штрауб по
лагает, что фильм не вызывает и не производит ощущения у зрителя, но «материализу
ет их», добираясь до тектоники ощущения. Ср.:
Entretien, по. 305, р. 19-        ,•  j-


574


Жиль Делёз


Кино-2. Образ-время


575


 


ственные геологические устои или основания, тогда как речевой или даже музыкальный акт, со своей стороны, закладывает некие основы в воздухе. Возможно, в этом объяснение колоссального парадокса Одзу, ибо уже в немом кино Одзу был изобретателем пустых и-бес-связных пространств и даже натюрмортов, обнаруживавших устои визуального образа и подчинявших этот образ сам по себе стратиграфическому прочтению; тем самым он настолько предвосхитил технику современного кино, что у последнего не было никакой надобности обращаться к звуковому; когда же Одзу занялся звуковым кино (весьма поздно, но и тут опередив свое время), он перешел непосредственно ко второй его стадии, к «диссоциации» двух потенций, усиливающей каждую из них, при «разделении труда между презентационным образом и репрезентационным голосом»1. В современном кинематографе визуальный образ обретает новую эстетику: он «как таковой» становится читаемым и наделяется потенцией, которой в немом кино обыкновенно не существовало, - тогда как речевой акт происходит в другом месте, и ему придается потенция, неизвестная на первой стадии звукового кино. Речевой акт, «висящий в воздухе», создает событие, но последнее всегда располагается «наискось» над визуальными тектоническими слоями: это две пересекающиеся траектории. Он создает событие - но в пространстве, опустошенном от событий. Современное кино определяется через «ма-ятникообразные движения между речью и образом», в силу которых возникают новые отношения между ними (не только у Одзу и Штра-уба, но и у Ромера, Рене и Роб-Грийе...)2.

В простейшем случае такое новое распределение визуального и речевого случается в рамках одного и того же образа, который, следовательно, становится аудиовизуальным. Тут необходима настоя-

1   Насколько нам известно, Ноэль Бёрч заново изобрел понятие «прочтения» визу
ального образа, придав ему оригинальный смысл, совершенно отличный от эйзен-
штейновского. Он дал ему определение, с которым мы уже встретились в предыду
щей цитате, и с особенным успехом применял его к творчеству Одзу: «Pour un
observateurlointain»,
Cahiersdu cinema-Gaffimard, p. 175,179 и прежде всего 185. Кроме
того, Бёрч показал, как Одзу, освоив звуковое кино в 1936 г. («Единственный сын»),
ввел «разделение труда», или дизъюнкцию между «событием, о котором идет речь»,
и неподвижным образом, «опустошенным от событий»: р. 186—189.


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz