Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

' Ср. подробный анализ ролей Моисея и Аарона в интервью, «Cahiers du cinema», no. 258.


Кино-2. Образ-время

нию Сезанна, цвет и свет), но также и речевой акт, поднимающийся с земли к солнцу1. Таковы две траектории: «голос приходит с другой стороны образа». Они противостоят друг другу, однако именно в этой непрерывно воссоздаваемой дизъюнкции подземная история наделяется эстетически волнующим смыслом, а устремленный к солнцу рече^ вой акт обретает политически выразительный смысл. Речевые акты кочевника (Моисей), бастарда («Измрака к сопротивлению»), изгнанника («Америка...») представляют собой акты политические, и в силу этого с самого начала они являлись актами сопротивления. Если Штрауб избирают для фильма, поставленного по роману Кафки, название «Америка, классовые отношения», то причина этому втом, что с самого начала герой выступает в защиту подпольного человека, кочегара из низших слоев общества!, — а затем ему приходится столкнуться с махинациями господствующего класса, разлучающего его с дядей (доставка письма); речевой акт, звуковой образ является актом сопротивления и для Баха, поколебавшего границы между профанным и священным, и для Моисея, преобразовавшего отношения между жрецами и народом. Но и наоборот, визуальный образ, теллурический земной ландшафт развивает прямо-таки эстетическую потенцию, благодаря которой обнаруживаются исторические пласты и следы.по-литической борьбы, над которыми он надстроен. В фильме «Всякая революция есть бросок игральных костей» персонажидекламируютстихотворение Малларме на кладбищенском холме, где погребены трупы коммунаров: они перераспределяют элементы этого стихотворения согласно их типографскому характеру, словно эксгумированные объекты. Следует утверждать сразу и то, что слово создает событие, поднимая его, и то, что безмолвное событие погребено под землей. Событие — это непременно сопротивление, располагающееся в промежутке между тем, что выдергивает речевой акт, и тем, что погребается в земле. Это цикл неба и земли, внешнего света и подземного огня, и к тому же звукового и визуального элементов, который никогда не преобразует целого, но каждый раз творит дизъюнкцию между

1 Об этих двух моментах, их коммуникации и циркуляции, ср • М а 1 d i n'e у
Н е п т
i, «Regard, parole, espace», Age d'homme, p. 184-192. Некоторые коммента
торы правильно заметили обильное присутствие этих двух моментов у Штрауба,
присутствие разных точек зрения, всегда приводящих нас к Сезанну: это «актив
ная смесь двух страстей, политики и эстетики»
(Biette, «Cahiers du cinema», no. 332);
кроме того, это двойная композиция каждого плана и отношений между планами,
«ось и воздух»
(Blank M a n f г е d, no. 305). В этом последнем тексте дан, ана
лиз «системы» фильма «Из мрака к сопротивлению»: «Пока все это снималось, сол
нце продвинулось с востока к западу и осветило героев, которых мы непрерывно
видим в том же самом месте, хотя каждый план дается под разным углом. <.^>
А солнце - это огонь, уходящий в землю и землю пробуждающий, это закат л план,
параллельный плану поля». Штрауб часто цитируют фразу Сезанна: «Посмотрите
на эту гору, некогда она была огненной».                                                       ■<•      ^


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz