Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

Геометрия в экспрессионизме своих прав не теряет, но существенно отличается от геометрии французской школы, ибо по крайней мере внешне она избавлена от координат, обусловливающих экстенсивное количество, и от метрических отношений, управляющих движением в гомогенном пространстве. Это, «готическая» геометрия, .которая строит пространство вместо того, чтобы вычерчивать его — и использует она не метризацию, а продление и нагромождение. Линии про-

1  Герман Варм описывает декорации к не сохранившемуся фильму Мурнау под на
званием «.Призрак» улица, левая сторона которой состоит из настоящих домов, а
правую занимают искусственные фасады, взгроможденные на рельсы При этом фаса
ды, непрерывно ускоряя свое движение, отбрасывают тени на неподвижные дома на
другой стороне и словно преследуют молодого человека Варм приводит еще один при
мер, взятый из того же фильма, где сложный механизм вызывает сразу и вихревое дви
жение, и падение в черную дыру Ср Eisner Lotte, «Murnau», p 231—232

2  Wo гп n g e'r,«£ 'art gothtque» <3alhmard,p 66—80 Особенно подробное неорга
нической жизни в кино говорится у Рудольфа Курца  
Kurz 'Rudolf,
«Expressiomsmus und Film» Berlin,
1926


длеваются сверх всякой меры до точек пересечения, а в точках разрыва между ними происходят нагромождения. Эти нагромождения могут быть светлыми или темными, подобно тому, как продления - состоять из теней или света. Так, Ланг изобретает светящееся ложное монтажное соединение, в котором выражаются интенсивные изменения целого. Такова неистовая перспективистская геометрия, работающая с проекциями и теневыми участками методом косой перспективы Для такой геометрии характерна тенденция к замене горизонтали и вертикали диагоналями и контрдиагоналями, окружности и сферы — конусом, а кривых линий и прямых углов - острыми углами и заостренными треугольниками (двери из «Калигари», островерхие крыши и шляпы из «Голема») Если сравнить монументальную архитектуру у Л'Эрбье и у Ланга («Нибелунги», «Метрополис»), то можно заметить, как именно использует Ланг продление линий и точки нагромождения, которые можно перевести в метрические отношения лишь косвенным путем1. Если же человеческое тело непосредственно входит в эти «геометрические группировки», если оно является «основным фактором такой архитектуры», то это все же не прямое следствие того, что «стилизация преобразует человеческое в механический фактор» (данная формула лучше подошла бы для французской школы), это происходит потому, что все различия между механическим и человеческим оказались нивелированными, и на этот раз — в пользу могущественной неорганической жизни вещей

По поводу контрастов белого и черного или вариаций светотени можно было бы сказать, что белое затемняется, а черное светлеет. Это напоминает мгновенно «схваченные» две степени освещенности, соответствующие возникновению цвета согласно теории Гете, синий цвет представляет собой осветление черного, желтый — затемнение белого И несомненно, вопреки попыткам монохромного и даже ло-лихромного кино у Гриффита и Эйзенштейна, предшественником настоящего колоризма в кинематографе стал экспрессионизм. Гете как раз и объяснил, что если взять два основных цвета, желтый и синий, и принять их за степени освещенности, то они будут восприниматься в интенсифицирующем движении, сопровождающемся с двух сторон красноватым отблеском. Интенсификация освещенности напоминает мгновение, возведенное в квадрат и выражаемое этим отблеском. Красноватый или сияющий отблеск пройдет все стадии интенсификации, перелива цветов, мерцания, мелькания, искрения, ореола, флюоресценции и фосфоресценции. Все эти аспекты отмечают этапы создания робота в «Метрополисе», а также создание Франкенш-


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz