Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

1 Случается, что художник, осознав смерть воли к искусству в том или ином техническом средстве, бросает «вызов» искусству путем внешне деструктивного использования этого самого средства: тут бы и поверить в разрушительные цели искусства, — но речь, скорее, идет о том, чтобы ликвидировать запоздание, не без насилия превратив в искусство враждебную ему область, — и обратить это средство против себя самого. Ср. позицию Вольфа Фостелля (Vostell) в отношении телевидения в том виде, как ее анализирует Фаржье («Le grand trauma». «Cahiers du cinema», no. 332, fevrier 1982).


рудовании (за исключением намеренно рудиментарного случая из фильма «Люблю тебя... Люблю»). У Одзу дерзости монтажных согласований под углом в 180° хватило для того, чтобы смонтировать образ «до последней точки вместе с его изнанкой» и чтобы «план вывернулся наизнанку»'. Перемешиваются направления и ориентации пространства, так что оно абсолютно утрачивает примат вертикальной оси, который мог их обусловливать (так происходит в фильме Сноу «Центральный район», где техническими средствами служат лишь камера и вращающаяся машина, повинующаяся электронным звукам). И экранная вертикаль обладает теперь лишь условным смыслом, ибо она перестает показывать нам мир в движении и стремится стать непрозрачной поверхностью, получающей упорядоченные и неупорядоченные информационные сигналы, при том что персонажи, предметы и речи записываются на нее как «данные». Следовательно, читабельность образа делает его независимым и от вертикальной позиции человека, какой она может быть в газете. Альтернатива Базена, экран, исполняющий роль рамки картины или же каше (окна), никогда не оказывалась достаточной, ибо существовали также и кадр-зеркало в духе Офюльса, и кадр-обои в стиле Хичкока. Но когда экран функционирует как таблица-сводка, таблица печати или информационная таблица, образ непрестанно подвергается раскадровке, превращаясь в другие образы, запечатлевается сквозь некую видимую основу, скользит по поверхности других образов в «непрерывном потоке сообщений», а план как таковой теперь напоминает не столько глаз, сколько перенасыщенный информацией мозг, продолжающий непрестанно ее поглощать: так пары мозг-информация и мозг-город вытесняют пару глаз-Природа2. В том же направлении шел и Годар («Замужняя женщина», «Две или три вещи, которые я о ней знаю»), даже

1   Burch Noel. «Pourun observateur lointain», Cahiers du cinerna-Gallimard.

2   Уже Лео Стайнберг <S t e i n b e r g. «Other criteria», conference au Musee d'art
moderne de New York,
1968) отказывался давать определение современной живопи
си через обретение чисто оптического пространства и настаивал на сохранении, с
его точки зрения, взаимодополнительных свойств: утрате связи с вертикальной по
зицией человека и трактовке картины как информационной таблицы; к примеру,
таково творчество Мондриана, когда тот преобразует море и небо в нечто напоми
нающее знаки, но особенно характерен здесь Раушенберг. «Живописная поверх
ность уже не предоставляет аналогий с естественным опытом зрения, но начинает
походить на операционные процессы. <...> План картин Раушенберга является
эквивалентом сознания, погрузившегося в мозг города». В случаях с кино даже у
Сноу, задавшегося целью показать «фрагмент природы в первозданном состоянии»,
Природа и машина «репрезентируют друг друга», так что визуальные детермина
ции становятся информационными данными, «воспринимаемыми в операциях
машины и при ее пробеге»: «Это фильм напоминает концепт, когда глазу удается
не видеть»
(QuesterbertMarie-Christine, «Cahiers-du cinema», no. 296,
Janvier 1979, p. 36-37).


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz