![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Бергсоновское определение переживания сохраняет именно два этих признака:
переживание есть движущая тенденция, направленная
на чувствительный нерв. Иными словами, серия микродвижений по
обездвиженной пластинке, пересекаемой нервами. Когда какой-либо части тела
приходится жертвовать существенной частью собственной
моторики ради того, чтобы стать основой органов перцепции, у последних
остаются, в большинстве случаев, лишь тенденции к движениям или к микродвижениям, способным входить в интен- 144 Жиль Делёз Кино-1.
Образ-движение 145
В живописи к этим двум полюсам на лице нас приучила разнооб-разная-техника портрета. Порою художник «схватывает» лицо как кон-, тур, в виде огибающей линии, которая прочерчивает нос, рот, края век,
даже>бороду и головной убор: это поверхность фациализации. Порою же, напротив, он'работает чертами «разбросанными» и берущимися в массе,
прерывистыми и ломаными линиями, обозначающими здесь —, дрожание губ, там —
блеск глаз и изображающими материю, не подда-. ющуюся (или почти не поддающуюся) контурированию: таковы черты, фациальности1. И не случайно аффект
предстает именно в этих двух аспектах
в великих концепциях Страстей, проходящих через всю историю и философии, и живописи: в том, что Декарт и
Лебрен называли удивлением и что связано с минимумом движения для максимума
рефлектирующего единства, отраженного
на лице; а также в том, что мы называем желанием, неотделимым от мелких
побуждений или импульсов, которые
составляют интенсивную серию, выражаемую на лице. И не важно, что одни считают источником страстей
удивление как раз потсн му, чтооно
представляет собой нулевую степень движения, в то время как другие ставятна первое место желание или
беспокойство, поскольку сама
Неподвижность предполагает взаимную нейтрализацию соответ^ ствующих микродвижений. Речь здесь идетне столько
об исключительном источнике, сколько
о двух полюсах, причем иногда один преобла- |
![]() ![]() |