Лит.: Виленкин В.Б. Модильяни. М., 1970; Modigliani J. Modigliani: Man and
Myth. N.Y., 1958; Werner A. Amedeo Modigliani.
N.Y., 1967; Krystof D. Amedeo Modigliani.
1884-1920. Die Poesie des Augenbliks. Köln, 1996. Л.Б. Мондриан (Mondrian) Пит (1872- 1944)
Один из крупных художников
авангарда.
Творчество М., подобно искусству его великих соотечественников, Рембрандта и Ван Го га,
выходит далеко за рамки национальной голландской живописи. Выдающемуся
художнику и мыслителю суждено было стать лидером и властителем умов, сначала
европейского, а затем мирового художественного авангарда. Воздействие его творческого наследия ощутимо и на исходе XX
столетия. Став известным пейзажистом, М, почувствовал, что живопись не просто
интересует его сама по себе. Она лишь средство самопознания или Богопознания.
Живопись (в толковании М. тех лет — «светопись») способна фиксировать истинное,
не видимое обыденным глазом свечение вокруг материальных природных объектов —
отражение Божественного света. Богоискательство привело М. к теософии, как это
произошло с его великим русским современником В.Кандинским. Возникнув в России на рубеже столетий в трудах Е.Блаватской
теософское учение, объединяющее все мировые религии и уделяющее особое внимание
истории культуры и искусства, стремительно распространилось в странах Европы,
особенно в протестантских Скандинавии, Германии и Голландии. В мае 307 олицетворяющей пробуждающуюся к жизни материю. Правая фигура олицетворяет anima mundi («душу мира»), проявляющую себя в свечении, цветной ауре вокруг материальных объектов; суть anima mundi воплощена M. в изображении вокруг головы теософских гектограмм — перекрещенных золотистых треугольников, концы которых обращены вниз и вверх, к Божественному свету. Центральная фигура триптиха воплощает божество, вершину треугольника мироздания, источник света; по сторонам ее головы также изображены треугольники внутри сфер. Такой буквальной иллюстрации к теософскому учению
мы больше не встретим в творчестве М.: однако в разработках мотивов с одиноким
цветком или деревом («Хризантема» маслом, акварелью, гуашью |