В оценке архитектуры, ландшафтной архитектуры, дизайна традиционно присутствовал эстетический компонент. Осознание эстетической ценности окружающей среды возникло сравнительно недавно. Э. э. включает в себя оценку энвайронмента и искусства окружающей среды. Изменение природного ландшафта, связанное с ростом урбанизации, обостряет осознание его ценности. Ландшафт рассматривается как целостный феномен, обладающий общественной ценностью, подлежащий охране. То же относится к эстетическим качествам урбанизма. Эстетические ценности учитываются при экономическом планировании обустройства территорий и использования природных ресурсов. А.
Берлеант (США) Начиная с поп-арта и концептуализма большинство
современных арт-практик на имплицитном уровне
активно разрабатывают Э.э. применительно к неутилитарным арт-проектам.
Всевозможные акции, перформансы, хэппенинги, энвайронменты (см.: Бойс, Кунеллис ), лэнд-арт практически
разрабатывают и реализуют новейшие аспекты Э.э., не говоря уже о современном
градостроительстве и архитектуре. Здесь средовой подход сегодня является
определяющим. Лит.:
Environmental
Aesthetics: Theory, Research, and Applications. Ed. J.L. Nasar. Cambridge, N.Y., 1988; Berleant
A. The Aesthetics of Environment. Philadelphia,
1992; Berleant
A. Living in the Landscape: Toward an
Aesthetics of Environment. Lawrence,
Kans., 1997. Эрнст (Ernst) Макс (1891-1976)
Немецкий художник,
половину жизни проживший во Франции и 12 лет в Америке, один из видных
представителей сюрреализма в
живописи. Несколько лет (1909-11) изучал в Бонне философию и в это же время
начал приобщаться к живописи. Наибольшее влияние на него оказали метафизическая
живопись Дж. Кирико и
экстравагантные поиски дадаистов (см.: Дада). Его первые работы возникали
под их сильным воздействием. В |