Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

Тона рецензий на эту городскую феерию с рождест­венским финалом были смешанными. Наиболее злобные критики обсмеяли претензии Гильяма выразить дух насту­пающих 90-х годов с его фальшиво-оптимистичными ценно­стями: Новый Романтизм, Новая Духовность, Новая Просто­та (по контрасту с барочным холодом и цинизмом 80-х). Режиссер, доказавший свою бескомпромиссность в борьбе за мрачный финал "Бразилии", на сей раз проявил даже несколько чрезмерную гибкость. И вполне осознал это: в ответ на присужденную ему Торонтским фестивалем награду "за самый дружественный публике фильм" режиссер отправил телеграмму со словами: "Большое спасибо за то, что вы документировали мое решение продаться".

Только "12 обезьян" (1996), на которых Гильям опять сошелся с "Юниверсалом", стали уже настоящим кассовым хитом. Еще бы: помимо Брэда Питта и Мадлен Стоув, в "Обезьянах" снялся в главной роли сам Брюс уиллис, кото­рый принес в картину то, что Гильям называет "самым пре­красным черепом на свете". Режиссер перед съемками пре­дупредил суперстара: "Если ты будешь работать со мной, ты должен появиться перед камерой неприукрашенным. Ты должен будешь раздеваться догола, ты должен будешь вести себя, как монах, чтобы сыграть эту роль". И суперстар выполнил все требования Гильяма.

"12 обезьян" — еще одна, вослед за "Бразилией", анти­утопия. В терминах дизайна — это мир, утопленный в экс­прессионистских декорациях, погруженный в ржавую, гнилую, пропахшую дерьмом воду. В терминах смысла — это мир, опущенный в ад, разрушенный смертоносным виру­сом. Но в фильмах Гильяма всегда находятся герои, которые не сдаются, которые пытаются спасти красоту и преодолеть распад. И сам режиссер преодолевает возрастающий пес­симизм интеллекта при виде того, куда идет общество, оптимизмом воли, верой в человеческую природу.

"Шизофрения — это проще, чем можно себе предста­вить, — с усмешкой говорит Гильям. — Две взаимоис­ключающие вещи запросто помещаются в моей голове. Одна не отрицает существования другой". Гильям любит порассуждать на эту тему: о безумии нашей fucking пла­неты. Перенаселение, люди дохнут от голода. А что делает при этом половина человечества? Размножается. Или уби­вает Друг друга во славу еще большего гуманизма. Эти сен­тенции режиссер выдает со свирепым сарказмом и сардо­ническим хохотом, со своей знаменитой ухмылкой Чешир­ского кота, со звуками и жестами, которые можно вооб­разить разве что при стычке альбатроса с карликовой собач­кой чихуахуа.

Романтический фантазер и умудренный скептик, Терри Гильям так и просится, чтобы сравнить его с младшим на двадцать лет Люком Бессоном. Не случайно оба — почти одновременно — стали культовыми персонажами в России. Характерно и то, что большинство их фильмов было раз­громлено европейскими критиками. Объединяет двух ре­жиссеров также тяготение к дорогостоящим формам, ин­терес к далекому будущему и средневековому прошлому (Бессон снял сейчас новую версию жизни Жанны д'Арк). Однако на сегодняшний день пути Бессона и Гильяма рас­ходятся все больше и больше.


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz