Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

Выглядит все очень просто: ноты на месте, никаких осо­бых трюков, никакого поражающего воображения, непривыч­ного для слуха темпа. Интерпретация отличается тем, что нем­цы слегка иронически обозначают словом «Werktreu»*. А чудо все же происходит.

Давным-давно я видел мультипликацию Уолта Диснея о пингвине, мечтающем попасть в южные моря. В конце концов он отправляется в путь и попадает на пальмовый остров по­среди теплой синей морской глади. Вешает на пальму фото­графии Антарктиды и, тоскуя по дому, прилежно строит но­вый корабль, чтобы вернуться в родные края.

Я тоже как тот пингвин. Работая в Резиденцтеатер, я часто думал о Драматене, тосковал по дому, родному языку, друзьям, общению. И вот я дома — и тоскую по дерзким замыслам, дра­кам, кровавым баталиям и презирающим смерть артистам.

Человека в моем возрасте невозможное пришпоривает. Я вполне понимаю ибсеновского строителя Сольнеса, который лезет на церковный шпиль, несмотря на головокружение. Психоаналитики услужливо объясняют: тяга к невозможно­му, мол, связана с угасающей потенцией. А что еще может ска­зать психоаналитик?

Я же уверен, что мною движут другие мотивы. У неудачи бывает свежий терпкий привкус, препятствия пробуждают аг­рессивность, встряхивают цепенеющие творческие силы. Одо­леть Эверест с северо-западной стороны увлекательно. Преж­де чем навсегда замолчать по биологическим причинам, хочу, чтобы мне противоречили, чтобы во мне сомневались, и не только я сам — этого мне и так хватает ежедневно. Хочу быть человеком, вызывающим досаду, раздражение, человеком, не укладывающимся в привычные рамки.

* верность произведению (нем.).

224

Невозможное слишком соблазнительно — мне ведь терять нечего. Но и выгод никаких, кроме разве что доброжелатель­ной оценки в газетах. Оценки, которую читатели забудут через десять минут, а я — через десять дней.

Да и истинность нашей интерпретации привязана ко вре­мени. Наши спектакли ушли во всепримиряющую мглу небы­тия, и только отдельные эпизоды величия или краха по-преж­нему освещены мягким светом. А вот фильмы остаются, свидетельствуя о жестокой изменчивости художественной правды. Посреди размолотых в щебень модных течений воз­вышаются одинокие скальные камни.

В момент желчного прозрения я осознаю, что мой театр остался в 50-х годах, мои учителя — в 20-х. Прозрение делает меня бдительным и нетерпеливым. Необходимо отделить при­вычные понятия от важного опыта, разрушить устаревшие ре­шения, необязательно заменяя их новыми.

Эврипид, строитель-драматург, состарившись, жил в ссылке в Македонии. Писал «Вакханок». В исступлении клал кирпич на кирпич: противоречия сталкиваются с противоре­чиями, преклонение с богохульством, будни с ритуалом. Ему надоело читать мораль, он понимал, что игра с богами в конеч­ном счете проиграна. Комментаторы говорят об усталости престарелого поэта. Наоборот. Массивная скульптурная груп­па Эврипида представляет людей, богов и весь мир в безжало­стном и бессмысленном движении под пустынным небом.


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz