Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru

БИОГРАФИЯ АЛЬФРЕДА ХИЧКОКА
вернуться на главную страницу

стр.1 - стр.2 - стр.3
сокращенная биография





Происхождение

Известно, что прадед Альфреда Хичкока Чарльз Хичкок (Charles Hitchcock*) жил в Стратфорде (Stratford) - пригороде Лондона - и был рыбаком. Его сын Джозеф (Joseph) вместе с отцом, его братьями и друзьями тоже поначалу занимался рыбным промыслом. В 1851 году он женился на ирландке Энн Махони (Ann Mahoney). Она была католичкой, как и большинство коренных ирландцев, но сменила после замужества свою веру на протестантскую, чтобы не отличаться от основной массы англичан. После женитьбы Джозеф Хичкок сменил рыбный промысел на торговлю овощами и фруктами, т.е. стал зеленщиком (greengrocer). У Джозефа и Энн было девять детей. Дело отца переняли только сыновья Альфред и Уильям (William) - будущий отец Альфреда Хичкока. В 1887 году Уильям Хичкок женился на ирландке (а соответсвенно и католичке), дочери стратфордского полицейского Эмме Джейн Уилэн (Emma Jane Whelan). Но он повторил судьбу отца с точностью до наоборот. Теперь он сменил веру - венчание прошло по обряду римской католической церкви и Уильям Хичкок стал католиком. Через три года, в 1890 году у них родился сын, названный в честь отца Уильямом, а еще через два года (в 1892 году) - дочь Эллен Кэтлин (Ellen Kathleen). В 1896 году семья переехала в Лейтонстоун (Leytonstone), где Хичкоки сняли у отошедешго от дел зеленщика небольшой дом по адресу The High Road 517. В то время Лейтонстоун был небольшим пригородом Лондона, относящимся к графству Эссекс (Essex) и расположенным в 5 милях к северу от центральной части Лондона между рекой Ли (river Lea), впадающей в Темзу, на западе и лесом Epping Forest на востоке. В настоящее время Лейтонстоун вошел в состав восточной части Лондона (East London, London's East End).

К столетию со дня рождения Хичкока в Лондоне на станции метро Лейтонстоун (которая как раз располагается теперь на месте этого маленького городка, ставшего одним из районов Лондона) на стенах были выложены 17 мозаик, представляющих собой, в основном, фрагменты из его фильмов. см. здесь А в 1993 году возле того дома, где родился Хичкок (сам дом давно не существует), была установлена памятная табличка со следующей надписью: Alfred Joseph Hitchcock the famous film director was born near this site at 517 High Road Leytonstone on August 13th 1899. Died April 24th 1980. (Альфред Джозеф Хичкок, известный кинорежиссер, родился недалеко от этого места по адресу 517 Хай Роад, Лейтонстоун 13 августа 1899 года. Умер 24 апреля 1980.) Как видно, на табличке неправильно указана дата смерти Хичкока.

Родословная Альфреда Хичкока

*   фамилия Hitchcock, как считают лингвисты, происходит от распространенного английского имени Richard, которое могло преобразовываться следующим образом: Richard -> Rick -> Dick -> Hick -> Hitch. Слово cock в данном случае означает либо маленький, либо сын такого-то. Т.е. Hitchcock - это, по сути, маленький Ричард или сын Ричарда.

      Фотографии:

Памятная табличка в Лейтонстоуне






Детские годы в Лейтонстоуне

В доме по адресу High Road 517, Лейтонстоун 13 августа 1899 года, в воскресенье и родился Альфред Джозеф Хичкок (Alfred Joseph Hitchcock).

О детских годах Хичкока можно сказать лишь, что он рос умным, одиноким ребенком, очень сильно привязанным к своей матери. Старшие брат и сестра уже посещали школу, и Хичкок практически не общался с ними. Все его время занимали чтение (особенно он любил книги о путешествиях), прогулки с отцом по городу, когда тот доставлял товар своим клиентам, и игры, которые Фред, как его называли родители, придумывал себе сам и в которые играл всегда один. Уже с детства вошел в привычку ритуал, когда перед сном маленький Альфред приходил в комнату матери и рассказывал ей обо всех событиях прошедшего дня.

Жизнь в Лейтонстоуне была довольно однообразной. Почти весь день отец проводил в своей лавке, которая располагалась на первом этаже дома Хичкоков, а по воскресеньям вся семья ездила на мессу в Стратфорд, в церковь Св. Франциска (Saint Francis) - родную церковь Эммы Хичкок, несмотря на большое количество церквей, расположенных намного ближе к Лейтонстоуну, чем эта. Иногда Хичкоки выбирались в театр, который очень любили.

Когда Хичкоку исполнилось семь лет, его по непонятным причинам не отдали в школу, а продолжили домашнее образование. Уже в те годы Хичкок изумлял родителей своими способностями - он помнил наизусть расписание движения большинства поездов по железным дорогам Англии.

Ко времени жизни в Лейтонстоуне относятся также несколько эпизодов, связанных с переживанием маленьким Альфредом сильного чувства страха. Об этих эпизодах Хичкок без устали рассказывал всю последующую жизнь друзьям, журналистам, коллегам. Первый эпизод относится к возрасту пяти-шести лет, когда провинившегося в чем-то Альфреда отец отправил с запиской в соседний полицейский участок. Полицейский, знакомый отца, прочитал ее и запер провинившегося ребенка на пять минут в тюремной камере, сказав: "Вот что мы делаем с непослушными мальчиками!" Хичкок в дальнейшем всегда пытался объяснить свою нелюбовь к полиции и частое повторение в своих фильмах одного и того же мотива - обвинения невиновного человека - силой этого ужасного детского впечатления. Другой эпизод относится примерно к этому же времени. Как-то родители Хичкока уехали на прогулку в Гайд-парк, оставив его дома одного в расчете, что он не проснется до их возвращения. Но Хичкок проснулся посреди ночи, позвал родителей, но никто ему не ответил. Дрожа от страха, он бродил по пустому дому, пока не забрел в кухню. Там он нашел кусок холодного мяса и стал жадно есть его, "пока слезы сохли на щеках".

      Хронология:

           1899  13 августа день рождения Альфреда Хичкока
1899-1907 проживание в Лейтонстоуне по адресу High Road 517


      Фотографии:

Уильям Хичкок с маленьким сыном Альфредом на фоне своего дома на High Road, на первом этаже которого располагалась торговая лавкаЭмма Хичкок со старшим сыном Уильямом и дочерью Эллен





Иезуитский колледж

В 1907 году семья переезжает в Поплар (Poplar) - другой пригород Лондона, который к тому времени стал центром торговли. Уильям Хичкок теперь торгует не только зеленью, но и рыбой, как когда-то его дед и отец. В этом же городе Альфред поступил учиться в начальную школу The Howrah House Convent. Через два года (в 1910 году) Хичкоки вновь перебираются на новое место - теперь в лондонский район Степни (Stepney). Для Альфреда последующие три года пройдут в иезуитском колледже Святого Игнатия (St. Ignatius College), располагавшемся в лондонском квартале Стэмфорд Хилл (Stamford Hill). Обучение Хичкока длилось с 5 октября 1910 года по 25 июля 1913. Интересно, что при оформлении документов родители указали неверную дату рождения Альфреда, точнее год - 1900 вместо 1899 года. Таким образом, они выдали своего 11-летнего сына за 10-летнего, что позволило ему попасть не в группу сверстников, от которых он мог отставать по своему развитию, т.к. поздно пошел в школу, а к мальчикам на год младше себя, среди которых он смотрелся бы ровней.

Хичкок любил вспоминать, что в колледже практиковались телесные наказания резиновыми палками за различные проступки. "И проделывалось все это не как-нибудь, а с толком, в виде исполнения приговора. Провинившегося направляли после уроков к отцу-настоятелю. Он со зловещим видом заносил имя в журнал, там же он отмечал меру наказания и надо было целый день ожидать исполнения приговора", - вспоминал Хичкок.

Воспоминания о самом Хичкоке тех времен достаточно разнообразные. Профессор Хью Грей, однокашник Хичкока по иезуитскому колледжу, рассказывал, что на школьном дворе тот всегда держался особняком, стоял, прислонившись к стене, уже тогда сложив руки на большом животе и с выражением высокомерного презрения на лице наблюдая играющих в мяч сотоварищей. В то же время воспоминания другого однокашника Хичкока Роберта Гулда рисуют нам несколько другую картину - маленького очень хитрого и порой безжалостного проказника. По всловам Гулда, Хичкок любил красть яйца из церковного курятника и кидать ими в окна родного колледжа. При необходимости же он мог запросто приянть ангельский вид и с невозмутимым спокойствием заявить, что это, вероятно, пролетавшая птичка запачкала окна. За эту привычку Хичкок в колледже получил прозвище Cocky. (Игра слов - Cocky сокращенно от Hitchcock, в то же время cock по-английски петух, а cocky означает самоуверенный, дерзкий, нахальный.) Однажды Хичкок с приятелем затащили Гулда, который был младше их, в подвал, связали по рукам и ногам, сняли с него штаны и прикрепили к нижнему белью фейерверки, а сами убежали.

Уже в колледже у юного Хичкока проявился интерес к разного рода преступлениям. Помимо походов в театр в свободное время (привычка, унаследованная им от родителей), он с удовольствием посещал заседания суда Old Baily Court, криминальный музей Скотланд-Ярда (известный Black Museum), в котором были выставлены различные орудия преступлений и полицейские атрибуты. Позже Хичкок посетит музей в Париже, где сосбственноручно прикоснется к лезвию гильотины, которой отрубили голову Марии-Антуанетте.

Помимо постоянных молитв и посещения проповедей, ученики изучали массу самых разных предметов. Хичкок учился достаточно ровно. Однажды его родители даже получили Похвальную грамоту, которой был награжден их сын. "Обычно я был в пятерке лучших. Первым никогда, один или два раза — вторым, но чаще всего четвертым или пятым. Меня считали рассеянным", - вспоминал Хичкок.

Хичкок, будучи уже в годах, подводил итог своему пребыванию в иезуитском колледже: "Наверно, именно там, у иезуитов, развилось во мне чувство страха — морального порядка: страха оказаться вовлеченным во что-то греховное. Всю жизнь я пытаюсь избежать этой опасности. Отчего? Может быть, из боязни физического наказания".

      Хронология:

           1907   переезд в Поплар - другой пригород Лондона, где Хичкок пошел в начальную школу
           1910 переезд в Лондон (квартал Степни)
1910-1913   учеба в иезуитском колледже Св. Игнатия





Начало самостоятельной жизни

В июле 1913 года Хичкок покинул колледж Святого Игнатия. Пришло время думать о будущей работе и он стал посещать лекции по навигации в Лондонском университете. Неизвестно, хотел ли он стать моряком, но то, что с детства морские карты были его увлечением (он сам рисовал их и развешивал в своей комнате) - это точно. Примерно в это же время Хичкок записался на рабочие курсы - он изучал электричество, механику, законы силы и движения, черчение, а также токарное, винторезное и кузнечное дело. В то время в Англии была распространена система, когда человек, по тем или иным причинам не поступивший в университет, мог за небольшую сумму записаться на курсы, где получил бы знания по той специальности, которая ему нравилась. Государству это тоже было выгодно, т.к. в условиях предстоящей войны оно нуждалось в рабочих разных специальностей.

На протяжении 1914 года все время Хичкока занимают многочисленные курсы, на которые он записался. Иногда он выбирался в кино или театр. 12 декабря 1914 года у Хичкока умирает отец. В последнее время его здоровье было подорвано тем, что ему почти ежедневно приходилось ездить из Лондона в Лаймхаус (Limehouse), где у него был рыбный промысел, приносивший больше дохода, чем лавка в Лейтонстоуне. Причиной смерти Уильяма Хичкока стал паранефральный абсцесс.

В начале 1915 года Хичкок устроился электриком в телеграфную компанию Хенли (Henley Telegraph and Cable Company). Помимо работы он 1-2 дня в неделю по вечерам посещал курсы по искусству, экономике, политике, рисованию. Заметив его способности к рисованию, начальство перевело Хичкока в рекламный отдел компании. На своем первом рекламном плакате он на черном фоне написал - Освещение церкви (Church Lighting) и нарисовал внизу две свечи, и все... Этим он хотел сказать, что в таком важном деле, как освещение церкви, без кабелей Хенли не обойтись...

Тем временем шла Первая Мировая война, которая коснулась и Хичкока. Правда на фронт его не взяли из-за непомерной полноты. Но однажды артилерийский снаряд разорвался рядом с его домом. Никто не пострадал, но чувство неуверенности в завтрашнем дне, чувство наступившего хаоса и беспорядка, возникшее сначала в связи со смертью отца и финансовыми неурядицами, только усилилось.

Впрочем, Хичкок, как и большинство остальных жителей Лондона, продолжал вести свою обычную жизнь. Он ходил в кино - большое впечатление на него произвели фильмы Гриффита (Griffith) - Рождение нации (The Birth of a Nation) и Нетерпимость (Intolerance), а также работы Китона (Keaton), Фэйрбэнкса (Fairbanks), Пикфорд (Pickford). Он стал увлекаться фотографией и читал профессиональные журналы о кино. И потому опытным взглядом замечал, что английские фильмы в техническом исполнении уступают американским. Американцы отделяли персонаж от фона с помощью задней подсветки, отчего он казался более рельефным. Хичкок зачитывался детективными романами Честертона и рассказами По. В это же время он прочитал роман Джона Бучана (John Buchan) Тридцать девять ступеней (The Thirty-Nine Steps), который позже экранизировал. По стал его любимым писателем. "Я испытывал огромную жалость к нему, потому что, несмотря на свой талант, он никогда не был счастлив", - говорил Хичкок. Читая его произведения, Хичкок понял, что испытывать страх, находясь в безопасности, очень приятно. Позже Хич вспоминал: "Я пытался вложить в свои фильмы то, что По вкладывал в свои рассказы. Совершенно невероятную историю, рассказанную читателям с такой поразительной логикой, что у вас складывается впечатление, что подобные вещи могут случиться с вами завтра".

Когда компания Хенли стала выпускать собственный журнал The Henley, в первом его номере на первой странице появился рассказ под названием Газ (Gas).

Она раньше никогда не была в этой части Парижа - только читала о ней в романах Дювейн или видела ее в Гран-Гиньоле. Так это был Монмартр? Тот ужас, где опасность скрывается под покровом ночи; где невинные души гибнут без предупреждения - где смерть смотрит в лицо неосторожности - где пируют апачи.
Она осторожно двинулась в тень высокой стены, украдкой поглядывая назад в поисках скрытой угрозы, которая могла преследовать ее по пятам. Внезапно она устремилась в аллею, мало обращая внимания, куда та ведет ... нащупывая свой путь в чернильной темноте, одна мысль избежать преследования занимала ее мысли ... пока она шла ... Ах! когда же она кончится? ... И вот дверь, из которой свет лился ей в глаза ... Сюда ... куда угодно, она думала.
Дверь располагалась у верхнего конца лестницы ... лестницы, которая скрипела от старости, пока она пыталась прокрасться вниз ... тогда она услышала звук пьяного смеха и содрогнулась - конечно, это был - Нет, не то. Все что угодно, только не это! Она достигла подножия лестницы и увидела смердящий винный бар с развалинами того, где однажды мужчины и женщины предавались пьяным оргиям ... тогда они увидели ее, воплощение испуганной непорочности. Полдюжины мужчины бросились к ней под поощрительные крики остальных. Ее схватили. Она закричала в ужасе ... лучше бы ее поймал преследователь - была ее мимолетная мысль, когда ее грубо волочили по комнате. Изверги не теряли времени, предрешив ее судьбу. Они хотели поделить ее вещи ... и она ... Почему! Разве это было не сердце Монмартра? Она хотела уйти - крысы хотели пировать. Затем они связали ее и потащили по темному корридору, вверх по лестнице и далее к берегу реки. Водяные крысы будут пировать, сказали они. И тогда ... раскачивая ее связанное тело , кинули ее с плеском в темную, кружащуюся в водовороте воду. Она пошла вниз, вниз, вниз. Лишь ощущая угасающими чувствами, что это была смерть ... вдруг ... "Уже все, мадам", - сказал дантист. "Полкроны, пожалуйста".

Внизу этого рассказа, написанного в стиле коротких произведений По, стояла подпись - ХИЧ (HITCH)... Прозвище Хич, под которым он был особенно широко известен в Америке, Хичкок придумал себе сам еще в молодости. И оно ему несомненно нравилось больше, чем то, как его звали родители - Фред, и, конечно, намного больше, чем школьное прозвище - Коки.

Привычное течение жизни Хичкока изменилось, когда он прочитал в газете объявление, что американская кинокомпания Famous Players-Lasky открывает в Ислингтоне студию...

К тому времени Хичкок был (по его собственным словам) "очень полным и амбициозным", "необычайно непривлекательным молодым человеком, который никогда не был с девушкой".

      Хронология:

1913-1914   Хичкок посещает многочисленные вечерние курсы
           1914  12 декабря смерть отца
1915-1920   работа в телеграфной компании Хенли





Первые шаги в кинематографе

В начале ХХ века большинство фильмов, которые демонстрировались в Англии, были сделаны в США или на континенте. Английский кинематограф был в упадке, что объяснялось рядом причин - особенностями экономики, английского менталитета и даже климата. В Англии кино тогда считалось развлечением низших слоев общества, а никак не искусством. Большие деньги в кинематограф не вкладывались - актерам можно было только мечтать о больших гонорарах, как у их коллег из Америки или Европы. Сырой климат не был благоприятным для натурных съемок. Английские кинопроизводители были неплохими специалистами в техническом плане (хотя и отставали от американцев - вспомним хотя бы заднюю подсветку), но плохими рассказчиками. Поэтому фильмы их получались скучными и монотонными. К тому же после Первой мировой войны в Лондоне закрылось большинство собственных студий, и импорт фильмов из Америки увеличился. Вскоре американские компании решили попробовать производить фильмы непосредственно в Англии.

В частности компания Famous Players-Lasky открыла студию в Ислингтоне (Islington), Лондон - в здании бывшей электростанции на Пул-стрит (Poole street). Управляющим был назначен некто Грэхем (J.C.Graham), а американскими владельцами были Адольф Цукор (Adolph Zukor) и Джесс Ласки (Jesse L. Lasky). Цукор и Ласки должны были весной 1920 года посетить Ислингтон, чтобы обсудить бюджет и другие вопросы, связанные с производством первого фильма, снятого на английской студии.

Об открытии в Лондоне студии писали многие газеты. Из них же Хичкок узнал, что первым фильмом, выпущенным студией, будет Печаль сатаны (Sorrow of Satan). Хичкок просто не мог упустить свой шанс соприкоснуться с миром кино - он хорошо рисовал и надеялся устроиться на студию дизайнером титров. Хич прочитал роман, по которому писался сценарий, заготовил серию рисунков - иллюстрации отдельных эпизодов будущего фильма, титры и собирался представить их Цукору и Ласки. Но вдруг сообщили, что вместо этого фильма студия решила начать съемки картины Зов юности. Хичкоку пришлось чуть ли не за ночь приготовить новые эскизы, которые он вместе с другими своими зарисовками на разные темы предоставил руководству студии. Видимо, эти рисунки произвели ожидаемый эффект и Хичкок был принят на студию дизайнером титров. Правда вначале не на полный рабочий день. Премьера фильмов Зов юности и Великий день (второй фильм, поставленный на студии в Ислингтоне, к которому Хичкок также рисовал титры) состоялась в конце 1920 года и прошла довольно успешно. После этого Хичкоку предложили работать на студии целый день, на что он и согласился, сразу уволившись с Хенли.

В последующие два года он работал над титрами ко всем фильмам, которые были выпущены компанией Famous Players-Lasky. Хичкок очень много времени проводил на студии. Он часто приходил на работу раньше всех и засиживался допоздна. Вся его жизнь в это время - это долгие часы на студии, забота о матери. Уже тогда кино было для него всем: он работал в кино, смотрел кино, читал о кино, изучал кино. Правда, иногда Хичкок выбирался в театр. Многие из актеров, игравших в пьесах, которые смотрел Хич, позже снялись в его фильмах.

В 1922 году Хичкок ближе познакомился с профессией режиссера. Во время съемок фильма Всегда говори своей жене режиссер Хью Кройз (Hugh Croise) заболел и продюсер-актер-писатель этого фильма Сеймур Хикс (Seymour Hicks) не знал, как поступить. Тогда Хичкок неожиданно вызвался помочь и Хикс, хоть и сомневался в успехе этой затеи, согласился, т.к. симпатизировал способному юноше. В итоге Хичкок доснял фильм и в титрах значился сорежиссером.

После этой первой попытки самому снять фильм Хичкок снова стал заниматься привычным делом - рисовать титры. Как вдруг его назначили режисером фильма Номер тринадцать, но из-за финансовых проблем (студия нуждалась в деньгах для выплаты зарплаты и погашения долгов) этот проект закрыли. О нем ничего не известно, кроме заявления самого Хичкока, что он был не очень интересным.

В то время, как Хичкок только начал шаг за шагом изучать искусство кино, студия готовилась к своему закрытию, т.к. фильмы, сделанные в Англии, не имели коммерческого успеха. В конце 1922 года было объявлено о сдаче студии в аренду. Американские сотрудники стали возвращаться за океан. В это время на студии появился Майкл Бэлкон (Michael Balcon) - будущий родоначальник английского кинематографа. За время аренды студии он спродюсировал три фильма, режиссером которых выступил Грехэм Куттс (Graham Cutts). Хичкок остался на студии, причем круг его обязанностей значительно расширился - он был ассистентом режиссера, работал над сценарием, оформлял декорации, рисовал титры, следил за костюмерами и т.д., чем вызывал недовольство Куттса. Второй фильм (Белая тень), снятый Куттсом, потерпел неудачу у зрителей и тот не замедлил обвинить в этом Хичкока. Но Бэлкон видел способности Хичкока, его энтузиазм, желание браться за любую работу и возразил Куттсу, что Хичкок "одарен, бодр и серьезен". Хичкок не переставал обращать на себя внимание Бэлкона своей страстью к фильмам и желанием постигать разные стороны кинопроизводства. Хичкок вспоминал, что при любом удобном случае - нужно ли было написать сценарий или заменить уволившегося художника-постановщика - он заявлял руководству: "Я это сделаю!" В то время, как обязанности Хичкока ширились, Куттс постепенно сдавал позиции. В отличие от Хичкока он не посвящал себя целиком своей работе - он был женат, имел много поклонниц, любил посещать различные общественные мероприятия. Показателен следующий эпизод. Во время работы над фильмом Грехопадение ханжи (1923 год) съемочная группа отправилась в Европу, чтобы подыскать место для натурных съемок. Вместе с Куттсом поехала его любовница, которая очень была недовольна его отъездами на разведку натуры. В результате группа по вине режиссера вернулась в Лондон ни с чем, а у Хичкока тем временем созрела в голове идея, как снять часть натурных сцен в павильоне...

Хичкок приехал из Европы с невестой, чем вызвал немалое удивление сослуживцев. Ее звали Альма Ревилль, она была монтажером в той же компании, где работал Хичкок.

Альма Люси Ревилль (Alma Lucy Reville) была всего на один день младше своего будущего мужа. Она родилась 14 августа 1899 года в Ноттингхеме (Nottingham). Ее дед по отцовской линии был кузнец, а по материнской - военный. С детства мать по выходным ходила с дочкой в кино, чем привила ей любовь к кинематографу. С 16 лет Альма работала монтажером в London Film Company, а в 1921 году она устроилась на студию Famous Players-Lasky, где уже целый год работал Хичкок. При второй встрече Хичкок сам представился Альме и сразу поразил ее своим спокойствием. Он спросил, где находится какой-то офис, и пошел по двору так важно, как будто гулял по Риджентс парку, и скрылся в дверях, держа в руках свои карточки с титрами. Он был в сером замызганном пальто, в котором очень смешно смотрелся. В дальнейшем их пути несколько раз пересекались, но Хичкок не замечал ее, никогда не заводил разговор. Когда Бэлкон назначил его ассистентом режиссера фильма Женщина женщине, Хичкок позвонил Альме: "Это мисс Ревилль? Это Альфред Хичкок. Меня назначили ассистентом режиссера на новый фильм. Вы согласитесь стать монтажером этой картины?" И все... И дальше между ними были только деловые отношения, хотя позже Хичкок признавался, что ему нравилась Альма и он часто наблюдал за ней украдкой. Но он и представить себе не мог, чтобы сделать предложение женщине, у которой была бы более важная работа, чем у него. По крайне мере, так он объяснял свою нерешительность. "Я хотел сначала стать режиссером, а уже потом мужем Альмы, т.к. чувствовал, что первое необходимо для достижения второго", - говорил Хичкок. Так или иначе, но, видимо, почувствовав, что позиции его крепнут, он сделал предложение Альме. Это случилось на корабле, когда они плыли из Европы в Англию после разведки натуры к фильму Грехопадение ханжи. Альма согласилась...

В январе 1924 года руководство студии в Ислингтоне после двух лет сдачи ее в аренду официально заявило о ее продаже. Поначалу цена составляла 100 тысяч фунтов, но Бэлкону удалось купить студию значительно дешевле - всего за 14 тысяч, да еще в рассрочку на 7 лет. Бэлкон сразу основал компанию Gainsborough Pictures. Первым фильмом, выпущенным ей, стало Страстное приключение. Режиссером все так же был Куттс, а Хичкок по-прежнему выполнял широкий круг обязанностей и в титрах значился ассистентом режиссера, сценаристом и художником-постановщиком.

Затем в том же 1924 году Хичкок, Куттс и съемочная группа отправились в Берлин снимать фильм Подлец. Бэлкон договорился с немецким продюсером Эрихом Поммером (Erich Pommer) о сотрудничестве. Берлин в то время был своего рода Голливудом на континенте. Студия UFA (Universum Film Aktien), где проходили съемки нового фильма, была очень большая - на заднем дворе ее даже была построена железнодорожная станция. Хичкок не знал немецкого языка, но со временем был вынужден его выучить. В то же время на студии проходили съемки фильма Последний человек (Der Letzte Mann) великого режиссера Мурнау (Murnau). Во времена немого кино талант режиссера определялся способностью снять фильм, используя как можно меньше титров, без ущерба для понимания сюжета. Так вот, Последний смех - единственный фильм, снятый практически без титров.

По окончании съемок в начале 1925 года группа вернулсь в Лондон. Хичкок продолжал жить с матерью в Лейтонстоуне, а Альма с ее родителями в Твикенхеме (Twickenham). Они встречались лишь за обедом в конце рабочего дня, иногда вместе ходили в театр.

Разногласия между Куттсом и Хичкоком привели к тому, что Бэлкон предложил Хичкоку самому снять фильм. Для начала он хотел, чтобы Хичкок попробовал силы не на Gainsborough Pictures, а на немецкой студии Emelka Studious в Мюнхене. Альма была назначена ассистентом режиссера. Перед отъездом Бэлкон дал напутственное слово. Он заявил, что уверен - Хичкока ожидает успешный дебют и все пройдет гладко. Как он ошибался!..

      Хронология:

           1920   Хичкок переходит работать дизайнером титров в компанию Famous Players-Lasky
           1922   соприкосновение с режиссурой - фильмы Всегда говори своей жене (сорежиссер), Номер 13 (режиссер, фильм не закончен)
 конец года студию арендует Майкл Бэлкон, Хичкок теперь выполняет обязанности ассистента режиссера, художника-постановщика и сценариста
           1923   Хичкок в составе съемочной группы (включая режиссера Куттса и монтажера Альму Ревилль) едет в Европу на натурные съемки для фильма Грехопадение ханжи; на корабле, во время возвращения в Англию, он делает предложение Альме
           1924  начало года Бэлкон выкупает студию в Ислингтоне и основывает Gainsborough Pictures
  новая поездка в Европу - в Берлин на съемки фильма Подлец
           1925  начало года возвращение в Лондон


      Фотографии:

Грехем Куттс
(1885-1958)
Майкл Бэлкон
(1896-1977)

Альма Ревилль (справа), ее сестра Эвелин (слева) и родители - Люси и Мэттью Ревилль





Режиссерский дебют

В Мюнхен на съемки фильма Сад наслаждений съемочная группа отправилась в составе трех человек: новоиспеченный режиссер Альфред Хичкок, оператор-постановщик барон Джиованни Вентимилья (Giovanni Ventimiglia) - статный итальянский аристократ и маленькая рыжеволосая Альма Ревилль, назначенная помощником Хичкока. 5 июня 1925 они прибыли в Мюнхен, и Альма сразу уехала в Шербург (Cherbourg) - встречать американскую актрису, прибывающую на Аквитании - она должна была сыграть главную женскую роль в фильме. Бэлкон приглашал сниматься у себя известных американских актеров и тем самым гарантировал своим картинам успех на американском рынке. К Хичкоку и Вентимилье на следующий день присоединился американский актер Майлз Мендер (Miles Mender) и оператор. Они отправились на натурные съемки в Италию. Поезд на Геную отходил в восемь утра 6 июня. Вот тогда-то и началась череда неприятностей, которая сделала для Хичкока его дебют в режиссуре незабываемым событием.

За 20 минут до отправления Мендер вдруг обнаружил, что где-то оставил свой чемоданчик с гримом, вскочил и убежал. Хичкок было уж подумал, что тот не успеет на этот поезд и стал кричать ему вслед, чтобы он садился на следующий. Но грим-кейс оказался в комнате ожидания, и через мгновение Мендер был уже на месте. Поезд тронулся. Перед самой австрийской границей оператор заявил Хичкоку, чтобы тот не декларировал камеру и 10 тыс. футов пленки - студия хотела сэкономить на таможенных пошлинах. Камера была спрятана под сиденьем Хичкока - ее при досмотре не нашли, зато нашли пленку - она была в багажном вагоне - и конфисковали ее.

В порту Генуи Хичкоку предстояло снять сцену отплытия корабля. Все деньги, что были в распоряжении съемочной группы (фунты, шиллинги, марки, пфенниги), пришлось перевести в лиры и почти все их потратить на покупку новой пленки. Тут пришла конфискованная пленка - нужно было заплатить за нее, чтобы избежать более крупного штрафа. У Хичкока уже не оставалось денег - последние наличные у него украли из комнаты, где он имел неосторожность оставить их вместе с багажом. Пришлось занимать у актера и оператора, а также телеграфировать в Мюнхен, чтобы выслали денег на непредвиденные расходы. На следующий день были съемки в порту: сначала с палубы корабля сняли удаляющийся берег, затем с дамбы - отплывающее судно.

Затем группа отправилась в Сан-Ремо, где предстояло снять несколько сцен на пляже, в том числе один эпизод, когда девушка тонет в море. Актриса отказалась прыгать в воду - у нее была менструация. Хичкок позже говорил: "Мне было 25 лет и я никогда об этом не слышал. Я получил иезуитское образование, и о таких вещах нам никогда не говорили". И вот при всех барон Вентимилья стал объяснять молодому режиссеру особенности женской физиологи. В результате в эпизоде снялась другая актриса.

Группа вернулась в Мюнхен. Мэндер и оператор были недовольны тем, что Хичкок занял у них денег. Чтобы рассчитаться с ними, Хичкок потребовал у Альмы неизрасходовнные деньги. Но она возразила, что почти все потратила на роскошные наряды для актрисы - Вирджинии Валли (Virginia Valli), тогдашней звезды американского кинематографа. Павильонные съемки на Emelka Studious проходили гладко. Хичкок по ходу работы сделал некоторые изменения в сценарии и изменил план большей части съемочных площадок, что облегчило сложные движения камеры. В частности он придумал кадр, когда танцовщицы в кабаре спускаются по спиральной лестнице, а потом зрители смотрят на них сквозь пенсне. Из американских актрис Хичкока особенно пленила Нита Налди (Nita Naldi) - она была одного возраста с Хичкоком. Ее откровенная прямота, грубые шутки порой смущали Хичкока. Однажды она повела Хичкока и Альму в бордель. Хичкок позже говорил, что они случайно туда попали и что он первым решил уйти, видя смущение Альмы, вцепившейся ему в рукав. В другой раз его пригласили на невинную вечеринку, которая незаметно переросла в оргию. Когда он отклонил ухаживания одной девушки, та пожала плечами и легла в постель к другой и Хичкок стал свидетелем лесбийских утех.

Съемки были закончены в конце лета и съемочную группу распустили. В Мюнхен прибыл Бэлкон, чтобы посмотреть готовый вариант фильма. Бэлкон остался доволен и сказал, что по манере исполнения получилась не европейская, а американская картина - это была, бесспорно, высшая похвала. Он предложил Хичкоку остаться в Мюнхене и снять второй англо-германский фильм - Горный орел. Альма сообщила своим родителям, что тоже остается в Мюнхене. Съемки фильма о любви между жителями высокогорного района проходили в тирольских горах.

В январе 1926 года актеры и съемочная группа вернулись в Лондон. Хичкок продолжал жить с матерью, а Альма - с родителями. Живя в разных концах города, они встречались один-два раза в неделю, чтобы посмотреть новые американские фильмы, а затем обсудить их за чашкой кофе. Альма много работала (монтажером, сценаристом) - иногда одновременно над 3-4 фильмами. Тем временем Хичкок ждал очередного предложения от Бэлкона и почти каждый день писал Альме длинные письма - больше о кино.

В конце марта Бэлкон устроил просмотр Сада наслаждений для прессы и театральных критиков. Пресса благосклонно отнеслась к этому фильму. "Сильная и интересная история", - таков был общий тон оценок. Но управляющая компания сочла, что фильм не подходит для британской публики - странные углы съемки, резкие контрасты в освещении, откровенные кадры могут отпугнуть публику и от других фильмов Бэлкона. Продюсер поддался давлению и в этом году фильм на экраны так и не вышел. Хичкок был очень расстроен. Его звонки и письма Альме прекратились. Все время он проводил дома, иногда лишь совершая прогулки в Вест-Энд, откуда возвращался домой на метро, всегда поспевая к обеду с матерью.

      Хронология:

           1925  июнь отъезд в Европу для съемок фильма Сад наслаждений (павильонные съемки - на студии Emelka в Мюнхене, натурные - в Италии), затем съемки фильма Горный орел;
тем самым было положено начало сотрудничеству Хичкока и продюсера Майкла Бэлкона (фильмы Сад наслаждений, Горный орел, Жилец, По наклонной плоскости, Легкое поведение)
           1926  январь возвращение в Лондон





Первый настоящий фильм Хичкока

В конце апреля Бэлкон сказал Хичкоку, что у него на примете есть одно литературное произведение, готовое для экранизации. Речь шла о романе Жилец, написанном Мэри Беллок Лаундес (Marie Belloc Lowndes). Сценаристу Элиоту Стэннарду (Eliot Stannard), который уже работал с Хичкоком над его двумя предыдущими фильмами, не понадобилось много времени для написания сценария. Хичкок при помощи иллюстратора закончил раскадровку к фильму и объявил Бэлкону, что готов к съемкам. Бэлкон определил на главные роли двух самых популярных британских актеров - Айвора Новелло (Ivor Novello) и Джуну Трипп (June Tripp). Съемки фильма Жилец начались в первых числах мая 1926 года на студии в Ислингтоне. Хичкоку пришлось работать бок о бок со своим бывшим шефом - режиссером Куттсом, который до сих пор таил на Хичкока злобу и завидовал его успеху, понимая что его собственная звезда скоро закатится. Куттс называл Хичкока не иначе как "тот мальчик на съемочной площадке". Возможно, чтобы казаться более зрелым, Хичкок решил отрастить усы. Через месяц Альма решила прекратить этот эксперимент, и по ее совету Хич усы сбрил.

Съемки закончились в начале июля. В течение августа пленка обрабатывалсь в лаборатори. Студийный просмотр был назначен на начало сентября. Хичкок очень нервничал. К тому же Куттс распространял слухи, что фильм получился непонятный и в целом неудачный. В день просмотра Хичкок заехал за Альмой и они целый день бесцельно слонялись по городу. Только к вечеру он вернулся на студию. Его предчувствия оправдались. Вульф (глава W. and F. Distribution Company, от которого Бэлкон зависел в финансовом отношении и за которым было последнее слово) хладнокровно сказал Хичкоку: "Ваша картина настолько ужасна, что мы уберем ее на полку и забудем о ней." Сад наслаждений и Горный орел тоже не выпустили на экраны.

В этих условиях Бэлкон принял поистине судьбоносное решение - спасти фильм. Он решил через пару недель устроить показ его для пресы, а за оставшееся время внести в фильм некоторые изменения. Для этого он пригласил Айвора Монтагю (Ivor Montagu), известного тогда тем, что успешно переводил титры и перемонтировал иностранные фильмы. Бэлкон и Монтагю обсудили фильм Хичкока за обедом, затем Бэлкон показал ему сам фильм и Монтагю был сильно впечатлен. Он нашел повествование неотразимым, дизайн инновационным, композицию изображений запоминющейся. Он сразу сделал несколько конкретных предложений - укоротить титры, переснять несколько непонятных сцен, а также пригласить художника нарисовать фон для титров. Когда Бэлкон вызвал Хичкока, он показался Монтагю несколько обиженным молодым человеком, непоколебимым в уверенности в своих технических способностях. Но Монтагю заверил молодого режисссера, что также считает его технический стиль безупречным и что фильм нуждается просто в некоторых улучшениях.

В конце концов в фильм внесли все изменения, предложенные Монтагю, и на просмотре, устроенном для прессы, фильм был восторженно принят критиками. Но сам Хичкок, когда говорил об успехе Жильца, никогда не упоминал имени монтажера (в титрах к Жильцу Монтагю числился монтажером, он также был монтажером двух последующих фильмов Хичкока, снятых на Гейнсборо), который помог ему улучшить фильм. "Несколько месяцев спустя решено было вновь посмотреть фильм и сделать в нем некоторые поправки. Я согласился на две. Когда же его выпустили на экраны, оказалось, что это величайший из всех английских фильмов, поставленных к тому времени (как писала газета Bioscope 16 сентября 1926 года)", - говорил Хич Трюффо.

Успех Жильца побудил Бэлкона устроить аналогичный показ для Горного орла, по поводу которого все тот же влиятельный Биоскоп написал: "атмосфера нереальности... Режиссера Альфреда Хичкока подвели авторы, хотя режиссуру следует признать искусной и порой блестящей". Для широкой публики премьера фильмов, которые Хичкок снял на Гейнсборо, состоялась в 1927 году - в январе вышел на экраны Сад наслаждений, в феврале - Жилец, в мае - Горный орел.

По контракту Хичкок еще должен был снять для Бэлкона два фильма. Еще не истек срок этого контракта, Хичкоку поступило предложение от другого продюсера - Джона Максвелла (John Maxwell), главы British Inrenational Pictures, который предложил Хичкоку более выгодный контракт на несколько фильмов с зарплатой 13 тыс. фунтов в год. Хичкок подписал его сразу же. Куттс обрадовался, что скоро Хичкок уйдет со студии в Ислингтоне. Бэлкон, конечно, был расстроен, но пожелал Хичкоку всего хорошего. Им еще предстояло поработать вместе над двумя фильмами.

      Фотографии:

Айвор Монтагю (1904-1984)



стр.1 - стр.2 - стр.3