Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая


180


Жиль Делёз


Кино-1. Образ-движение


181


 


возвратное приключение: нерешительность, боязнь и уважение, с какими Ван Гог относился к цвету; его открытия и великолепие его картин; его поглощенность творчеством, поглощенность его бытия и разума желтизной («Жажда жизни»)1.

Антониони, еще один из величайших колористов кинематогра^ фа, пользуется холодными цветами, доведенными до максимума их полноты или интенсификации с тем, чтобы преодолеть их поглощающую функцию, еще удерживавшую персонажей и преображенные ситуации в пространстве грезы или кошмара. У Антониони цвет доводит пространство до пустоты, изглаживающей то, что она поглотила. Бонитцер писал: «Начиная с "Приключения ", основные поиски Антониони лежали в сфере пустого плана, плана необитаемого. В самом конце «Затмения» все планы, пройденные супружеской четой, пересматривает и исправляет пустота, о чем свидетельствует название фильма <...> Антониони в таких фильмах, как «Красная пустыня», «Забриски-пойнт», «Профессия:репортер» <...>, ищет пустыню, которая завершается тревеллингом по пустому пространству кадра, переплетениями бессмысленного пробега, достигающего пределов нефигуративного искусства. <...> Предмет кинематографа Антониони - достижение нефигуративного через приключение, по окончании которого происходит "затмение" лица и исчезновение персонажей»2. Разумеется, в кино издавна известны значительные эффекты резонанса, когда сопоставляется одно и то же пространство — то заполненное народом, то пустое (например, в «Голубом ангеле» Штернберга: артистическая уборная Лолы и учебный зал). Однако у Антониони эта идея обретает невиданный размах, и ведущей силой такого сопоставления является цвет. Именно цвет возводит пространство в степень пустоты, после чего свершается часть того, что может реализоваться в событии. И пространство выходит из этого процесса не депотенциализированным, а, напротив, с повышенным зарядом потенциала. Здесь мы видим сразу и сходство с Бергманом, и оппозиция его идеям: Бергман преодолевал образ-действие по направлению к аффективности крупного плана или лица, которое он сопоставлял с пустотой. У Антониони же лицо исчезло одновременно с персонажем и действием, а аффективной инстанцией служит «какое-угодно-пространство», которое Антониони, в свою очередь, тоже доводит до пустоты.

1  Тристан Рено в Dossiers du cinema, постоянно упоминает миннеллиевский фено
мен поглощения: «Внезапное столкновение двух миров, их борьба и триумф одно
го из них, или же поглощение одного другим...» Можно сослаться и на статьи Жана
Душе, где разбирается тема разрушения и пожирания у Миннелли:
«Objectif 64»,
fevrier 1964, а также «Cahiers du cinema», no. 150, Janvier 1964 («ядовитые или плото
ядные цветы...»).


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz