Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая


216


Жиль Л\елёз


Кино-1. Образ-движение


217


 


тальная история естественным образом тяготеет к универсальному, а шедевром ее является «Нетерпимость», поскольку в этом фильме различные исторические периоды не просто приходят на смену друг другу,, но чередуются сообразно необычному ритмическому монтажу (Баете-, ру Китону принадлежит его бурлескная версия в фильме «Три эпохи»). И каким бы способом ни осуществлялось сопоставление периодов, оно всегда — и даже у Эйзенштейна - связывалось с мечтой о монументальном историческом фильме1. Тем не менее у этой концепции истории, имеется большой изъян: она рассматривает исторические явления как» «следствия сами по себе» и в отрыве от каких бы то ни было причин. Именно это отметил еще Ницше, и как раз это критиковал Эйзенштейн в историческом и социальном американском кино. Ведь в нем параллельно показываются не только разные цивилизации, но и основ-т ные феномены каждой из них; к примеру, богатые и бедные считаются, «двумя параллельными и независимыми феноменами», беспримесны^-ми следствиями, которые лишь констатируются; при необходимости! их изображают с сожалением, но никаких причин этих явлений не анализируют. Следовательно, причины неизбежно куда-то «выбрасываются», а если и всплывают, то в форме индивидуальных поединков, в ко-< торых противостоят то представитель бедняков и представитель богачей, то вырожденец и человек будущего, то справедливый человек и предатель и т. д. А значит, сила Эйзенштейна состоит в демонстрации того, что основные технические аспекты американского монтажа, нач чиная с Гриффита: и параллельный чередующийся монтаж, образующий ситуацию, и сходящийся чередующийся монтаж, заканчивающий-, ся поединком, — отсылают к упомянутой буржуазной социальной концепции истории. Вот этот существенный изъян Эйзенштейн и хочет; устранить: он требует показа подлинных причин, который подчинит монументальное «диалектической» конструкции (в любом случае, классовая борьба, а не какие-то там предатели, вырожденцы и злодеи)2.

1   О проекте «триптиха о борьбе человека за воду» (Тамерлан — царизм — колхозы)
ср.: Эйзенштейн С. «Неравнодушная природа». — Собр. соч. в 6 тт. Т. 3. М.,'
Искусство, 1964.

2   Eisenstein. «Film Form». Meridian Books, p. 235: «Разумеется, концепция мон
тажа у Гриффита, монтажа прежде всего параллельного, возникла как воспроизведе
ние его дуалистического мировоззрения, продвигающегося по двум параллельным
линиям бедняков и богачей к их гипотетическому примирению. Уместно предполо
жить, что наша концепция монтажа родилась из совершенно иного понимания яв
лений и основана на одновременно и монистическом, и диалектическом мировоз
зрении». В равной степени это относится и к проекту Эйзенштейна, касающемуся,
всемирной истории: эйзенштейновский триптих должен был основываться на диа
лектике общественных формаций, которые режиссер сравнивал с трехступенчатой
ракетой. Поскольку эти три этажа соотносились с деспотической формацией, капи
тализмом и социализмом, ясно, что проект так и остался проектом (ибо Сталину не
нравились исторические ссылки на любые деспотические формации).


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz