Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая


ворения желания пожить еще». Американской мечты они не сохранили, а сохранили лишь собственную жизнь, но ситуация, возникающая вследствие их действий, делается критической каждое мгновение, и она может обернуться против них и погубить единственное, что у них остается. Словом, знаками образа-действия являются индексы, представляющие собой сразу и индексы нехватки, о которой свидетельствуют резкие эллипсисы в повествовании, и индексы дистанции или двусмысленности, о которых сообщают возможности внезапных переворачиваний ситуаций.

Речь идет не только о нерешительности в выборе между двумя
отдаленными или противопоставленными, но одновременными си
туациями. Ситуации последовательные, каждая из которых уже сама
по себе двусмысленна, в свою очередь, образуют и друг с другом, и с
вызываемыми ими критическими моментами ломаную линию, чей
маршрут невозможно предугадать, хотя он необходим и строго опре
делен. Это касается как мест, так и событий. Например, у Пекинпа
уже нет среды, Запада, а есть несколько Западов, в том числе Запад с
верблюдами и Запад с китайцами, то есть совокупности местностей,
людей и обычаев, которые «изменяются и вытесняют друг друга» на
протяжении одного и того же фильма71. Для Манна, как и для Дейвза,
характерен «более короткий путь», не прямой, но соединяющий дей
ствия и части фильма, А и
AI, так что каждое из них сохраняет само
стоятельность, выступая в роли гетерогенного критического момен
та, «настоящего, заостренного до крайней оконечности самого
себя»2. Это напоминает веревку с узелками, скручивающуюся, если
до нее дотронуться, а также при каждом действии и событии. Таким
образом, в противоположность пространству-дыханию органической
формы, здесь образуется совершенно иное пространство, простран
ство-скелет, с недостающими промежутками и разнородными эле
ментами, перескакивающими на место друг друга или сближающи
мися «со всего маху». Это уже не окружающее, а векторное простран
ство, пространство-вектор, наделенное временными дистанциями.
Это уже не охватывающая черта большого контура, а ломаная черта
мировой линии, проходящей сквозь дыры. Вектор и является зна
ком такой линии. Он служит генетическим знаком нового типа об
раза-действия, тогда как индекс представлял собой знак состава та
кого образа-действия.                                                    '

' Benayoun. «Peckinpah» Dossiers du cinema.

2Demonsablon Philippe, «Le plus court chemin». «Cahiers du cinema»,
no 48,juinl955,p 52—53 В этом лаконичном и существенном тексте автор анализи
рует фильм Манна «Далекая страна» Более подробный анализ указанных черт Ман
на и Дейвза можно найти у Клода-Жана Филиппа и Кристиана Ледье,
«Etudes
wnematographiques, le Western».                                                    
i


Предыдущая Следующая