1 У Пирса
посредников нет, но есть лишь «вырожденные» или «наращенные» типы: ср.: D е 1 е d а 11 е, «Theorie etpratique dusigne». Payot, p. 55—64. шесть типов
ощутимых и явленных образов, а не три: образ-перцепцию, образ-эмоцию,
образ-импульс (промежуточный между эмоцией и действием), образ-действие,
образ-рефлексию (промежуточный между действием и
отношением) и образ-отношение. И поскольку, с одной стороны,
дедукция формирует генезис типов, а с другой стороны, нулевая степень типов, образ-перцепция, наделяет прочие типы биполярным составом, приспосабливающимся к
каждому случаю, в каждом типе образа мы встретились с, по меньшей мере, двумя знаками состава и с, по меньшей мере, одним
знаком генезиса. Термин «знак» мы, однако, употребляем в совершенно ином
значении, нежели Пирс: это особый образ,
отсылающий к некоему типу образов с
точки зрения его биполярного состава или же с точки зрения его генезиса. Очевидно, что обо всем этом шла
речь в первой части данного
исследования; читатель, стало быть, может «перескочить» через нее, если
только он удержит в памяти обзор знаков, получивших
определение ранее, причем мы заимствуем у Пирса некоторое количество терминов с изменением их смысла.
Так, составными знаками
образа-перцепции являются дицисигнум и ревма. Дицисигнум отсылает к перцепции перцепции и
обыкновенно встречается в кино,
когда камера «видит» смотрящего персонажа; он подразумевает замкнутый кадр и тем самым формирует своего рода твердое состояние перцепции. А вот ревма связана с
текучим или жидким восприятием,
непрестанно пронизывающим кадр. Наконец, энграмма представляет
собой генетический знак, или перцепцию в газообразном состоянии, молекулярную перцепцию, предполагаемую двумя
другими ее видами. Составным знаком образа-эмоции является икона, которая может относиться к
качеству или к потенции; это качество
или потенция, лишь выраженные (например, на лице), но не
актуализованные. Но квалисигнумы или потисигнумы, образуют генетический элемент, так как они строят
качество или потенцию в
каком-угодно-пространстве, т. е. в пространстве, еще не сложившемся как реальная среда. Образ-импульс,
промежуточный между эмоцией и действием, складывается из фетишей, фетишей Добра и Зла: это фрагменты, вырванные из
производной среды, но генетически они отсылают к симптомам изначального
мира, работающим под покровом этой среды.
Образ-действие имеет в виду актуализованную реальную среду, ставшую
достаточной, и такую, в которой глобальная ситуация вызывает некое действие
или, напротив, действие раскрывает
часть ситуации: составляющими же его знаками являются синсигнум и индекс.
А внутренняя связь между ситуацией
и действием в любом случае образует здесь генетический элемент, называемый импринтингом. Образ-рефлексия,
движущийся от действия к отношению, возникает, когда действие и ситуация
вступают в косвенные взаимоотношения: тут
знаками служат фигуры, |