Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

Но у этого тезиса имеется и иной аспект, который как будто противоречит первому: синтезу образов-движений необходимо опираться на внутренние свойства каждого из них. Именно каждый образ-движение выражает изменяющееся целое в зависимости от объектов, между которыми возникает движение. Стало быть, план уже можно считать потенциальным монтажом, а образ-движение - матрицей или ячейкой времени. С этой точки зрения время зависит от движения и принадлежит ему: его можно определить в духе древних философов, как «количество движения». Следовательно, монтаж будет количественным отношением, изменяющимся в зависимости от внутреннего характера движений, рассматриваемых в каждом образе, в каждом плане. Единообразное движение в пределах одного плана поддается простому измерению, но движения разнообразные и дифференцированные связаны с ритмом, движения чисто интенсивные (вроде света и тепла) - с тональностью, а совокупность всех потенций плана — с гармонией. Отсюда вводимые Эйзенштейном различия между монтажом метрическим, ритмическим, тональным и гармоническим. Сам Эйзенштейн усматривал известное противоречие между синтетической точкой зрения, согласно которой время проистекает из монтажа, — и точкой зрения аналитической, в соответствии с которой смонтированное время зависит от образа-движения2. Согласно Пазолини, «настоящее преображается в прошлое» благодаря монтажу, но это прошлое «всегда предстает как настоящее» в силу природы образа. Философия уже сталкивалась с анало-

1   Pasolini.p. 211—212. Прекрасную страницу, сравнивающую смерть с кинема
тографом с той же самой точки зрения, мы находим уже у Эпштейна: «смерть дает
нам свои обещания через кинематограф...»
(«Ecritssurle cinema». Seghers, I, p. 199).

2   Эйзенштейну случалось укорять себя за то, что он ставил в чересчур привилеги
рованное положение монтаж, или координацию, по отношению к координируе
мым частям и их «аналитическому углублению»: так происходит в тексте «Montage
1938», «Lefilm: sa forme, son sens». Тут, однако, нельзя упускать из виду, насколько
трудно в текстах Эйзенштейна отделить искреннее от показных ответов на сталин
скую критику. На самом деле, Эйзенштейн всегда настаивал на необходимости рас
сматривать образ или план в качестве органической «клетки», а не как индиффе
рентный элемент: в тексте 1929 г., озаглавленном «Методы монтажа», ритмический,
тональный и гармонический методы уже служат для анализа внутреннего содер
жания каждого плана, углубляя этот анализ и все более учитывая различные «по
тенциальности» образа. Тем не менее две точки зрения — одна — монтажа, а дру
гая — образа или плана — вступают в отношения оппозиции, даже если эту оппози
цию следует разрешить «диалектически».


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz