Но у этого тезиса имеется и иной аспект, который как будто противоречит первому: синтезу образов-движений необходимо опираться на внутренние свойства каждого из них. Именно каждый образ-движение выражает изменяющееся целое в зависимости от объектов, между
которыми возникает движение. Стало быть, план уже можно считать
потенциальным монтажом, а образ-движение - матрицей
или ячейкой времени. С этой точки зрения время зависит от движения и принадлежит ему: его можно определить
в духе древних философов, как
«количество движения». Следовательно, монтаж будет количественным отношением, изменяющимся в зависимости от внутреннего характера движений,
рассматриваемых в каждом образе, в
каждом плане. Единообразное движение в пределах одного плана поддается
простому измерению, но движения разнообразные и
дифференцированные связаны с ритмом, движения чисто интенсивные (вроде
света и тепла) - с тональностью, а совокупность всех потенций плана — с
гармонией. Отсюда вводимые Эйзенштейном различия
между монтажом метрическим, ритмическим, тональным и гармоническим. Сам
Эйзенштейн усматривал известное противоречие между синтетической точкой зрения,
согласно которой время проистекает из монтажа, — и точкой зрения аналитической,
в соответствии с которой смонтированное время
зависит от образа-движения2.
Согласно Пазолини, «настоящее преображается в прошлое» благодаря монтажу, но это прошлое «всегда
предстает как настоящее» в силу природы образа. Философия уже
сталкивалась с анало- 1 Pasolini.p. 211—212. Прекрасную страницу, сравнивающую смерть с кинема 2 Эйзенштейну случалось укорять себя за то, что он ставил в чересчур
привилеги |