Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

1 Эти две концепции глубины в живописи были исследованы Вёльфлином в превосходной главе из «Principes fondamentaux de I'histoire de I'art». Gallimard. («Plans et profondeur»). В кинематографе эволюция в точности повторилась, о чем свидетель-


типе случаев план-эпизод (существует множество его разновидностей) уже не имеет в виду ни какую бы то ни было глубину, ни наложение, ни задний план: наоборот, все пространственные планы он «расплющивает» на одном-единственном переднем плане, проходящем через серию кадров так, что при единстве плана получается совершенно плоскостной образ, с которым соотносится многократное рекадрирование. Так работал Дрейер, чьи планы-эпизоды аналогичны плоским изображениям и устраняют всяческие различия между разными пространственными планами, ибо движение проходит ряд перегруппировок, заменяющих смену плана {«Слово», «Гертруда»)1. Образы без глубины или же просто мелкие формируют текучий или скользящий план, который противостоит объемности глубоких образов.

Во всех рассмотренных смыслах плану фактически присуще некое единство. Это единство движения, достигающееся с помощью включаемых в него и ему не противоречащих коррелятивных множеств2. Об этом единстве мы только и можем сказать: оно должно от-

ствуют два совершенно несходных аспекта глубинного строения кадра, проанализированные Базеном («Pour en finir avec la profondeur du champ». Cahiers du cinema, no. 1, avril 1951). Несмотря на ряд оговорок, Митри соглашается с Базеном в главном: на заре кинематографа глубина достигалась при раскадровке, проводившейся согласно наложенным друг на друга изолированным срезам, каждый из которых был замкнут на себе (например, у Фейада и Гриффита), но у Ренуара и Уэллса появляется иной прием, заменяющий срезы непрерывным взаимодействием и обходящийся без переднего и заднего планов. Персонажи уже не располагаются в одном и том же плане, а соотносятся между собой, как бы обращаясь друг к другу из одного плана в другой. Первые примеры такой глубины нового типа мы, по-видимому, находим в «Алчности» Штрогейма, и они в деталях соответствуют вёльфлиновскому анализу: например, в одной сцене женщина «выскакивает» на передний план, тогда как ее муж входит в дверь на заднем плане, но между героями движется луч света.

1  Попытка Хичкока дать в «Веревке» один-единственный план-эпизод на весь
фильм (прерываемый только сменами ролика) относится к последнему случаю.
На это Базен возражал, что план-эпизод у Ренуара, Уэллса и Уайлера порывал с
традиционными раскадровкой и планом, а вот Хичкок их сохранял, довольствуясь
«непрерывной последовательностью перегруппировок кадров». А Ромер и Шаб
роль справедливо заметили, что именно Хичкок — и это его открытие — преобра
зовал традиционный кадр, тогда как Уэллс, наоборот, его сохранил
(«Hitchcock».
Ed. d'Aujourd'hui, p. 99).


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz