Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая


1 Теорию описаний в этом двояком направлении «пленения» и «освобождения» разработал Жан Рикарду: персонажи и события, которые считаются реальными, могут застыть в «репрезентации», а может произойти и противоположный процесс: «Le nouveau roman». Seuil, p. 112—121. Эти процессы часто встречаются в фильмах Роб-Грийе.


368


Жиль Лелёз


Кино-2. Образ-время


369


 


каждая грань играет роль другой, вступая с ней в отношения, которые следует квалифицировать как отношения взаимного допущения или же обратимости1. В действительности, не существует виртуального,' которое не становилось бы актуальным, по отношению к актуальному, при том, что последнее становится виртуальным в том же самом отношении: изнанка и лицевая сторона являются полностью взаимог обратимыми. Это «взаимозаменимые образы», как назвал их Башляр, и между ними работает схема обмена2. Стало быть, неразличимость реального и воображаемого, или же настоящего и прошлого, актуальп ного и виртуального, ни в коей мере не является «головным» или ду-t ховным продуктом, но соотносится с объективным характером опреп деленных, двойных по своей природе, существующих образов. И тут, возникают два ряда проблем, из которых один касается структуры, а другой— генезиса. Прежде всего, какие консолидации актуального и виртуального определяют кристаллическую структуру (скорее в общеэстетическом, нежели в научном смысле)? И затем, какая генетиг ческая операция предстает в этих структурах?

Наиболее известный случай связан с зеркалом. Кривые зеркала, вогнутые и выпуклые, зеркала венецианские неотделимы от круга, подтверждение чему мы видим во всем творчестве Офюльса и Лоузи, иособенно в «Еве» и «Слуге»3. Этот круг сам представляет собой схему обмена: образ в зеркале виртуален по отношению к персонажу, кото--рого зеркало ловит, однако он актуален в зеркале, «дозволяющем», персонажу лишь виртуальность и изгоняющем его в закадровое про-» странство. Обмен происходит тем активнее, что этот круг отсылает к прямоугольнику с непрерывно растущим количествомюторон: лицо) как--бы отражается в гранях перстня, или же мы смотрим на актера сквозь бесконечное множество биноклей. Когда виртуальные образы тем самым размножаются, их совокупность абсорбирует всю актуальность персонажа, и в то же время персонаж становится лишь одной виртуальностью среди многих. Эта ситуация была предвосхищена, в фильме Уэллса «Гражданин Кейн», в эпизоде, когда Кейн проходит между двумя зеркалами, обращенными друг к другу; она возникает

1  Ср. то, что говорит о «содержании» и «выражении» Ельмслев: «Невозможно утвер
ждать, что будет правильным называть одну из этих величин выражением, а дру
гую т- содержанием, а не наоборот; им можно дать определение, лишь предположив
неразрывную их слитность, и ни одно, ни другое невозможно определить точнее.
Если взять их по отдельности, то определить их можно лишь через оппозицию и
относительным способом, т. е. как противостоящие друг другу функтивы одной и
той же функции» («Prolegomenes a une Iheorie du langage». Ed. de Minuit, p. 85).


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz