2 ES, p. 914 (131):
«Рождается ли воспоминание, только когда все закончилось?» Можно отметить, что о кристаллах Бергсон не
говорит: он упоминает лишь оптические,
акустические и магнетические образы. ного
присутствия, настоящее никогда бы не прошло. Прошлое не приходит на место настоящего, которого уже нет; прошлое сосуществует с настоящим,
каким оно было. Настоящее - это актуальный образ, а его современное ему
прошлое — образ виртуальный, образ в зеркале. Согласно Бергсону, «парамнезия»
(иллюзия deja-vu или уже пережитого) как раз и существует только для того, чтобы
дать ощутить эту очевидность: существует
некое воспоминание о настоящем, современное самому настоящему и «прилегающее» к нему, словно роль к актеру. «По
мере того, как наше актуальное существование развертывается во времени, оно тем
самым дублируется еще и неким виртуальным существованием, подобным образу в
зеркале. Следовательно, каждый момент
нашей жизни обладает двумя аспектами: он является и актуальным, и
виртуальным; с одной стороны, это перцепция, а с другой — воспоминание.
<...> Того, кто осознает непрерывное удвоение собственного настоящего на
перцепцию и воспоминание <...>, можно сравнить с актером, играющим свою
роль автоматически — слушая себя и наблюдая
за своей игрой»1. Если Бергсон называет виртуальный образ «чистым воспоминанием», то это для того, чтобы лучше отличить его от ментальных образов, образов-воспоминаний, грез или мечтаний, ибо есть риск, что мы его с ними спутаем. Ибо на деле последние образы являются хотя и
виртуальными, но актуализованными или актуализующимися в сознаниях или
психологических состояниях. И они актуализуются обязательно по отношению к новому настоящему, к другому настоящему, нежели то, чем
были они сами: отсюда возникают более или менее крупные круги, вызывающие в памяти ментальные образы в зависимости
от требований нового настоящего, которое определяется как последующее по отношению к прежнему и которое
определяет прежнее как предыдущее согласно закону хронологической последовательности (стало быть, образ-воспоминание
датируется). И наоборот, виртуальный образ в чистом состоянии
определяется в зависимости не от нового
настоящего, по отношению к которому этот образ можно считать
(относительно) прошлым, - но в зависимости от настоящего актуального, чьим прошлым
он является — абсолютно и одновременно:
будучи конкретным, он все же не принадлежит «прошлому вообще», в том
смысле, что он пока не датирован2. Будучи чистой виртуальностью, он не должен актуализоваться,
поскольку строго коррелирует с
актуальным образом, вместе с которым составляет наименьший круг, служащий основой или «острием» для всех
остальных. Это виртуальный образ,
который вместо того чтобы актуализоваться или иметь необходимость
актуализоваться в ином актуальном образе, со- |