Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

Висконти не сразу одинаково хорошо освоил четыре элемента своего творчества: поначалу они зачастую различались нечетко или


I [


мешали друг другу. Но режиссер занимался поисками и имел предчувствия. Часто замечали, что в рыбаках из фильма «Земля дрожит» чувствуются медлительность и некая застылая статичность, свидетельствующие об их природном аристократизме, противопоставленном манерам нуворишей; но попытки рыбаков терпят крах, и виной тому -не оптовые торговцы, а бремя архаического прошлого, из-за которого их предприятие возникает «слишком поздно»1. Да и Рокко - не только «святой», но и аристократ божьей милостью, хотя происходит он из семьи бедных крестьян; однако ему слишком поздно возвращаться в деревню, так как город уже все извратил, все потускнело, и История уже меняет лицо деревни... Нам представляется, что полного совершенства в гармонизации четырех элементов своего творчества Висконти достигает в фильме «Леопард». Сожалеющее «слишком поздно» приближается здесь по мощи к Nevermore из Эдгара По; кроме того, оно объясняет, в каком направлении Висконти мог бы экранизировать Пруста2. И это сетование Висконти мы не должны объяснять очевидным аристократическим пессимизмом режиссера: ведь произведение искусства творится из таких вздохов подобно тому, как из горестей и страданий высекается статуя. «Слишком поздно» обусловливает возникновение произведения искусства и служит условием его успеха, поскольку ощутимое и чувственное единство Природы и человека является сущностью искусства par excellence, - ведь свойство искусства - как раз то, что оно приходит слишком поздно во всех отношениях, кроме одного: обретения времени. Как писал Барончел-ли, Прекрасное поистине становится у Висконти одним из измерений, оно «выступает в роли четвертого измерения»3.

'Lara Philippe de. «Cinematographe», no. 30, septembre 1977, p. 20 : «Если "Земля дрожит "— это фильм, ориентированный на персонажей, то важнее всего в нем время: его ритмы и раскадровка формируют материю фильма; диегеза (разделение) свидетельствует, что именно оно является главной причиной краха рыбаков».

2  Можно составить целый список тем, объединяющих Висконти и Пруста: крис
таллообразный мир аристократов; его внутреннее разложение; взгляд на Историю
«искоса» (дело Дрейфуса, война 1914 г.); «слишкомпоздно» утраченного времени,
в результате чего, однако, достигается единство искусства и приходит обретенное
время; определение классов не столько как социальных групп, сколько как семейств
братьев по духу... Бруно Вилльен произвел весьма интересный сравнительный ана
лиз одного проекта Висконти и аналогичного проекта Лоузи (по сценарию Гароль
да Пинтера):
«Cinematographe», no. 42, decembre 1978, р. 25-29. И все же мы не-мо-
жем следовать этому анализу, поскольку автор статьи считает, что основной чертой
Лоузи и Пинтера является осознание времени, которого якобы нет у Висконти, —
и что Висконти прочел Пруста едва ли не в натуралистическом духе. На самом деле,
верно, скорее, обратное: Висконти в своих основах является режиссером времени,
а вот свойственный Лоузи «натурализм» побуждает того подчинять время изна
чальным мирам и их импульсам (ранее мы попытались это продемонстрировать).
Такая точка зрения у Пруста тоже есть.


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz