Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая


414


Жиль Ц/елёз


Клно-2. Образ-время


415


 


Кейн»: например, наезд камеры сверху на Сьюзен-алкоголичку, теь ряющуюся в большой комнате кабака, с целью заставить ее кое-что вспомнить. Или,например, в фильме «Великолепные Эмберсоны» фиксированный характер целой сцены в глубину оправдывается тем, что мальчик, не подавая виду, хочет, чтобы тетка вспомнила нечто важное для него1. В фильме «Процесс» стремительное движение камеры вверх также означает отправную точку попыток героя, старающегося любой ценой понять, за что юстиция может его осудить. Второй случай предстает в большинстве сцен с поперечной глубиной из «Гражданина Кейна», где каждая сцена соответствует некоему полотнищу прошлого, о котором мы спрашиваем: не здесь ли кроется вирт туальный секрет, тот самый Rosebud? А в фильме «Мистер Аркадии», где последовательно сменяющие друг друга персонажи относятся к соответствующим полотнищам прошлого, мы видим как бы их передачу по эстафете другим таким полотнищам, но все они сосуществуют по отношению к начальному точечному усилию. Становится ясно, что образ-воспоминание сам по себе не столь уж интересен, но он предполагает два выходящих за его рамки явления: варьирование полотнищ чистого прошлого, где мы можем его найти, и сужение актуального настоящего, откуда исходят непрерывно возобновляемые поиски. Глубина кадра движется от одного к другому, от чрезвычайной суженности к большим полотнищам, и наоборот. Уэллс «деформирует сразу и пространство, и время, поочередно расширяя и сужая их, он — хозяин ситуации, в которую мы погружаемся»2. Движения камеры сверху и снизу образуют сужение времени, а поперечный и боковой тревеллинг — полотнища прошлого. Глубина кадра подпитывается этими двумя источниками памяти. И речь идет не об образе-воспоминании (и не о flashback'e), а об актуальной попытке воскрешения прошлого, направленной на пробуждение такого образа, а также об иссле-

1  Базен много раз анализировал эту сцену в кухне, однако не ставил ее в зависи
мость к функции воспоминания (или попытки воспоминания), которые здесь осу
ществляются. Тот же прием весьма часто применяет Уайлер, для которого глубина
бывает связана с находками двух персонажей: таков, например, план-эпизод из
«Лучших лет нашей жизни», проанализированный Базеном в его статье о Уайлере;
но сюда же относится и проанализированный Митри план из «Непокоренной», где
два персонажа встречаются после разлуки и здесь их поджидает своеобразный вы
зов, который бросает им их память (героиня вновь надела красное платье...). В этом
последнем примере глубина кадра работает с максимальным сужением, не позво
ляющим осуществить прием «прямая — обратная перспектива»: камера резко дви
жется вверх за спиной одного из персонажей и схватывает сразу и сведенную судо
рогой руку героя, и дрожащее лицо героини (Митри).


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz