Второй пункт
вытекает из первого и касается отношений между реальным и воображаемым. В
органическом описании предполагае- Название главы можно
понимать и как «Ложное, возведенное в степень» (Прим. пер.) мая реальность
распознается по своей континуальности, которая подчас бывает даже прерывистой;
по восстанавливающим ее монтажным согласованиям; по законам,
обусловливающим разные виды последовательности,
одновременности и постоянства: это режим локализуемых отношений, актуальных
цепочек, законных, причинно обусловленных
и логических связей. Этот режим, очевидно, включает ирреальное,
воспоминания,грезы и воображаемое, но через оппозицию. Воображаемое фактически
предстает здесь в виде каприза и в форме прерывности, когда каждый образ
перестает согласовываться с тем, в который
он преобразуется. Это можно назвать вторым полюсом существования, который
определяется чистой явленностью сознанию, а уже не законными связями. Образы такого типа актуализуются в сознании
в зависимости от потребностей актуального настоящего или же кризисов реального. Фильм может быть целиком
составленным из образов-грёз, которые
сохранят способность к непрерывному рассогласованию и постоянным метаморфозам, противопоставляющую их образам-реалъности. Органический режим, стало быть,
имеет эти два способа существования, как два полюса, находящиеся во
взаимной оппозиции: цепочки актуального с
точки зрения реального, актуализации в сознании с точки зрения воображаемого.
Совершенно иначе выглядит
кристаллический режим: актуальное оторвано от своих моторных
продолжений, реальное - от своих законных связей, а виртуальное, со своей стороны, отделяется от
собственных актуализаций и обретает самостоятельную ценность. Два способа
существования теперь объединяются в
круге, где реальное и воображаемое, актуальное и виртуальное преследуют друг
друга, меняются ролями и становятся неотличимыми1.
Теперь мы можем определить образ-кристалл точнее: это слипание некоего актуального образа и его виртуального
образа, неразличимость двух выделяемых образов. Переходы от одного режима к
другому, от органического к кристаллическому, могут происходить
неощутимо, а на переходных участках иногда возникают сочетания режимов (например, у Манкевича). Тем не менее существуют два режима, и природа их различна. Третий пункт касается уже не описания, а повествования. Органическое повествование состоит в разработке сенсомоторных схем, сообразно которым персонажи реагируют на ситуации или же действуют, раскрывая ситуацию. Это правдивое повествование в том смысле, что оно претендует на истину даже в сфере вымысла. Такой режим яв- 1 В начале главы III ММ Бергсон прежде всего показывает, как здравый смысл
противопоставляет два полюса существования - связи, определяющие континуальность, и дискретные явления в сознании. Однако, с
более глубокой точки зрения, эти два
элемента уже не поддаются разделению и предстают с различной степенью смешанности:
р. 288-289 (163-164). Рус. пер., с. 247-248. |