Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая


472


Жиль Дрлёз


Кино-2. Образ-время


473


 


ями, синекдохами, метафорами, инверсиями, аттракциями... С самого начала Эйзенштейн полагал, что внутренний монолог обрел свой масштаб и смысл в кинематографе больше, нежели в литературе, но он пока ограничивал его «течением мысли одного человека». Только в речи 1935 года Эйзенштейн обнаруживает его адекватность духовному автомату, т. е. фильму в целом. Внутренний монолог выходит за рамки грезы, слишком уж индивидуальной и формирует сегменты или звенья «по-настоящему коллективной мысли. Он развивает потенцию патетического воображения, достигающего границ мироздания, — это «разгул чувственных репрезентаций», массивная и зримая музыка, струи сливок, светящиеся фонтаны, фейерверки, зигзаги, из которых складываются цифры, - как в знаменитом эпизоде из «Генеральнойлинии»-. Только что мы перешли от образа-шока к формальному и осознанному его концепту, — теперь же мы переходим от бессознательного концепта к образу-материи, к воплощающему его и, в свою очередь, производящему шок образу-фигуре. Фигура наделяет образ эмоциональным зарядом, а тот удваивает чувственный шок. Два момента сливаются или тесно сближаются, как в сцене подъема из «Генеральной линии», когда зигзаги цифр вновь делают концепт сознательным1. Здесь опять же следует заметить, что Эйзенштейн диалектизиру-ет весьма обобщенный аспект образа-движения и монтажа. Мысль о том, что кинематографический образ работает посредством фигур, тем самым восстанавливая своего рода первобытное мышление, встречается у многих авторов, например, у Эпштейна: даже когда европейское кино довольствовалось показом сновидений, фантазмов и мечтаний, оно притязало на то, чтобы возвысить до уровня сознания бессознательные механизмы мысли2. Правда, метафорическая способность кино многократно ставилась под сомнение. Якобсон заметил, что кино скорее метонимично, чем метафорично, поскольку основой его является подстрочная подстановка и смежность: оно не обладает присущим метафоре свойством задавать одному «субъекту» глагол или действие другого субъекта, а должно сополагать два субъекта и, стало быть, подчинять метафору метонимии3. Кино, в отличие от поэзии, не может сказать: «руки листвеют»; оно должно сначала показать колышущиеся руки, а затем - несомые ветром листья. Но ограничение

1  Ср.: «Сепаратор и чаша Грааля», «Неравнодушная природа». — Собр. соч., х 3.

2  Epstein, passim. Этот автор часто приводит пример с метафорами (у него-то
мы и заимствуем следующий пример из Аполлинера,
«les mains feuillolent» - «руки
листвеют»,
I, p. 68).

3  См. беседу с Якобсоном, в которой тот вводит массу нюансов на этот счет: «Cinema,
theorie, lectures».
Co своей стороны, Жан Митри предлагает сложное понятие: кине
матограф не может работать с метафорой, а работает с «метафорическим выражени
ем, основанным на метонимии»
(«Cinematographe», no. 83, novembre 1982, р. 71).  ,


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz