Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая


верти часа съемки человека, который ест гриб («Спать», «Есть»)1. Порою же, напротив, это телесное кино ставит некую церемонию, принимает инициационный и литургический вид, а также пытается отобразить все твердые и текучие состояния священного тела, вплоть до ужаса и омерзения, как это было в попытках Венской школы, у Бруса, Мюля и Нитча2. Но можно ли говорить о противоположных полюсах во всех остальных случаях, кроме крайних, безусловно не самых удачных? В наиболее успешных случаях повседневное тело скорее готовится к церемонии, которая, возможно, так и не наступит, а, возможно, как раз и состоит в ожидании: такова длительная подготовка супружеской четы в «Механике любви» Мааса и Мура или же столь же долгая подготовка проститутки в фильме Моррисси и Уорхола «Плоть». Превращая маргиналов в героев своих фильмов, ан-дерграунд пользовался средствами повседневности, истекавшей в подготовке к стереотипной церемонии, будь то прием наркотиков, проституция или травестия. Эта постепенная и будничная театрализация тела предполагает показ его поз и повадок, как в фильме «Плоть», одном из прекраснейших в этом роде, где продемонстрированы ожидающее тело, тело усталое и собственно момент разрядки, выражающийся в игре трех тел основных персонажей — мужчины, женщины и

ребенка.

В счет идет не столько различие между полюсами, сколько переход от одного к другому, неощутимый переход от поз или повадок к «гестусу». Термин «гестус» (gestus) создал Брехт, сделав его сущностью театра, несводимой к интриге или сюжету: по его мнению, гестус должен быть социальным, хотя он и признавал, что существуют и иные его виды3. То, что мы обобщенно называем гестусом, представляет собой связь между позами или их узел, их взаимную координацию, — но именно в той мере, в какой она не зависит от какой-либо предза-

1  Доминик Ногез (Noguez) особо подчеркивает реальное время и устранение пове-
ствовательности («зеркало времени... отношения с временем, выходящим за рам
ки рассказа») в:
«Le cinema en Van 2000». «Revue d'esthetique», Privat, p. 15.

2  О церемониальном полюсе экспериментального кино ср.: В е г 1 е 11 о Paolo,
«L'eidetique et le ceremonial», id., p.
59—61.

3  Brech t, «Musiqueet gestus», «Ecrits sur le theatre», АкЬе.Толан Барт снабдил этот
текст превосходным комментарием
(«Diderot, Brecht, Eisenstein», «L 'obvie etl'obtus».
Seuil):
сюжетом «Матушки Кураж» может быть Тридцатилетняя война или даже
изобличение войны как таковой, но «гестус ее не в этом», «а в ослеплении марки
тантки, которая считает, что война, которая на самом деле губит ее, помогает ей
жить»; он состоит в «критическом показе жеста» или «координации жестов». Брехт
писал, что это не церемония (пустой жест), а скорее церемониальный показ «са
мых что ни на есть расхожих, вульгарных и банальных» поз. Брехт уточняет: это
преувеличенный жест, с помощью которого маркитантка проверяет подлинность
монет (у самого Брехта), а у Эйзенштейна — «излишняя графичность, с какой бю
рократ из "Генеральной линии "подписывает свои бумажки».


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz