Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

Итак, план имманентности, или план материи, мы можем определить как множество образов-движений, совокупность-световых линий или фигур, серию пространственно-временных блоков.'

Что же происходит или может происходить в этой ацентрической вселенной, где все реагирует на все? Мы не должны вводить^ нее иного, иноприродного фактора. И в таком случае то, что может происходить, сводится к следующему: в каких угодно точках плана возникает интервалу промежуток между действием и реакцией.'Больше Бергсону ничего не нужно: единицами его теории мироздания служат движения и интервалы между ними (именно это в своей материалистической "концепции киноотстаивал Вертов)3. Очевидно, что такой фено-

1 ММ, р. 188 (36)- «Фотография целого получается здесь прозрачной- позади плас
тинки недостает темного экрана, на фоне которого могло бы появиться изображе
ние». Рус. пер., с. 181.                                                ,

1 Сартр превосходно воспользовался бергсоновской инверсией в книге
«L'imagination».P. U. F. («Встречается беспримесный свет, фосфоресценция без
освещенной материи; но только этот чистый свет, будучи повсюду рассеянным,
проявляетсяде иначе, как отражаясь от определенного рода поверхностей, кото
рые в то же время служат экраном по отношению к прочим светящимся зонам.
Такова своеобразнаятшверсия классического сравнения: вместо того, чтобы счи
тать сознание светом, движущимся от субъекта к вещи, мы считаем его светозар-
ностью, движущейся от вещи к субъекту», р. 44). Но антибергсонизм Сартра при
вел его к недооценке роли этой инверсии и к отрицанию новизны бергсоновской
концепции образа.         >                                                                      . •-

3 V е г t о у «Articles, joumaux, pmjets», 10—18 (это постоянная тема манифестов Вертова)


мен интервала возможен лишь в той мере, в какой план материи имеет в виду время. С точки зрения Бергсона, «отложенной» реакции, интервала достаточно для характеристики такого типа образов, который хотя и объединяется с другими, но все же весьма своеобычен: это живые образы, живая материя. В то время как прочие образы действуют и реагируют на действия всеми своими гранями и во всех своих частях, здесь мы имеем образы, встречающие действия лишь одной гранью или определенными частями, а реагирующие да действия — лишь в иных частях и иными частями. Эти образы можно назвать «расчет-BepeHHbiMH»{ecartelees). И прежде всего их специализированная грань, которую впоследствии назовут рецептивной или сенсорной, производит любопытную «обработку» влияющих на нее образов или полученных ею возбуждений: она как бы изолирует некоторые из них - из тех, что сбегаютсяж ней со всей вселенной и оказывают на нее совместное действие. Вот откуда возникает возможность формирования закрытых систем, «картин». «Те внешние воздействия, которые безразличны для живых существ, проходят сквозь них, как бы не задерживаясь; остальные, обособляясь от первых, становятся восприятиями в силу самого факта этого обособления»1. Такая операция сводится именно к кадрированию: некоторые претерпеваемые живыми су-, ществами действия изолируются в кадре, а следовательно, как мы увидим, являются предвосхищаемыми, предощущаемыми. С другой же стороны, осуществляемые реакции уже не нанизываются непосредственно на претерпеваемое действие: благодаря интервалу они становятся отложенными, приобретают время на отбор элементов, их организацию или-интеграцию в новом движении, которое невозможно вывести из простого продления полученного возбуждения. Подобные реакции, представляющие собой нечто непредвиденное или новое, и называются «действиями» в собственном смысле слова. Вот так живой образ становится «инструментом анализа по отношению к воспринятому движению и инструментом селекции по отношению к движению выполненному»2. Поскольку живые образы обязаны этой привилегией исключительно феномену интервала или дистанции между воспринятым движением и движением выполненным, они становятся «центрами неопределенности», возникающими в ацентрической вселенной образов-движений.


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz