![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
146 Жиль Лелёз Кино-1. Образ-движение 147
Так где же критерий различения? На самом деле мы оказываемся перед лицом,
выражающим интенсивность, всякий раз, когда его черты ускользают от контура и начинают «работать» сами по себе, формируя самостоятельную серию, стремящуюся к
пределу или даже пересекающую
пороговое значение: такова восходящая серия гнева, или же, как писал
Эйзенштейн, «восходящая линия горя» («Броненосец "Потемкин "»). Потому-то
этот серийный аспект лучше воплощается в
нескольких одновременно или последовательно показываемых лицах, хотя одно лицо тоже может выражать страдание при серийном
показе его различных частей или черт. Именно тут проясняется функция серийного аспекта: переходить от одного качества к другому, прорываться к новому качеству.
Производить новое качество, совершать качественный скачок — вот что
требовал от крупного плана Эйзенштейн: от
попа как служителя Господа к попу как эксплуататору крестьян; от ярости моряков к революционному взрыву; от камня к крику, как в трех позах мраморных
львов («даже кам-, ни возопиют...»). И наоборот, мы
имеем дело с лицом рефлектирующим или размышляющим,
когда черты его остаются сгруппированными так, что господствует одна застывшая или же страшная, но
неподвижная и лишенная становления,
как бы вечная мысль. Так, в «Сломанных побегах» Гриффита
подвергшаяся пыткам девушка все же сохраняет каменное лицо, и кажется, будто оно и после смерти не перестает
задумываться и спрашивать «за что?», тогда как на лице влюбленного китайца запечатлеваются опиумное оцепенение и
буддийская медитация. Разумеется,
рефлектирующие лица такого типа представляются мег нее детерминированными, нежели
лица иного типа. Ведь отношения между
лицом и тем, о чем оно думает, зачастую являются произвольными. О том, что
молодая женщина из гриффитовского «Эпоха Арде-на» думает
о своем муже, мы узнаем лишь потому, что тотчас же видим образ мужа; если же
задуматься, то связь покажется чисто ассоциативной. И настолько, что можно быть более уверенным в перемене образов местами, начав с данного крупным планом
объекта, по которому мы догадаемся о
неизбежности мысли, прочитываемой на лице.
Так, в «Лулу» Пабста показанный крупным планом нож готовит нас кужасной мысли о Джеке-Потрошителе, а в
фильме Клузо «Убийца живет
в 21-м» вращающиеся группы из
трех предметов дают нам понять, что героиня думает о том, что ключ к
разгадке тайны - цифра 3. Тем не менее таким способом мы еще не постигаем
глубин рефлектирующего лица. Разумеется, рефлексия ума — это процесс, посредством которого люди о чем-либо думают. Однако же
в кинематогра- |
![]() ![]() |