Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая


1  ЕС, р. 502 (9-10). Рус. пер., с. 46.

2  ЕС, р.521 (32). Рус. пер., с. 65.

3  ЕС, р. 782 (339). Рус. пер., с. 323.


50


Жиль Делё'з


Кино-1. Образ-движение


51


 


лать вывод о существовании какого-то изменяющегося и где-то не замкнутого целого. Известно, что Бергсон вначале открыл длительность как нечто идентичное сознанию. Но затем он глубже проник в тайны сознания и сумел доказать, что длительность существует не иначе, как открываясь в сторону некоего целого либо совпадая с открытостью этого целого. Так же обстоят дела и с живыми организмами: когда Бергсон сравнивает живое с частным или же вселенским целым, он, по-видимому, пользуется старым как мир сравнением'. И все-таки он радикально переворачивает смысл составляющих этого сравнения. Ибо если живое представляет собой некое целое, а стало быть, уподобляемо целому вселенскому, то это не значит, что живое является таким же закрытым микрокосмом, каким представляют целое, — напротив, это говорит о том, что живое открыто миру, а мир, макрокосм, сам по себе является Открытым. «Повсюду, где что-нибудь живет, всегда найдется раскрытый реестр, в котором время ведет свою запись»2.

Если бы потребовалось определить целое, мы определяли бы его через Отношение. И объясняется это тем, что отношение не является свойством объектов; оно всегда экстериорно собственным членам. К тому же оно неотделимо от Открытого и связано с духовным или ментальным существованием. Отношения принадлежат не объектам, а целому, если только не совпадают с закрытым множеством объектов3. Благодаря движению в пространстве объекты из того или иного множества изменяют соответствующие позиции. Но через отношения преобразуется или изменяет свои качества целое. И о той же длительности или о времени мы можем сказать, что они являются целым для отношений.

Не следует, однако, путать целое или «целые» с множествами. Ведь множества закрыты, а все закрытое замкнуто искусственным путем. Множества всегда представляют собой совокупности частей. Но любое целое не закрыто, а открыто; к тому же в нем нет частей, разве только в весьма специальном смысле, ибо оно не может делиться, не меняя своей природы на каждом этапе деления. «Реальное целое вполне может быть неделимой непрерывностью»16. Целое не яв-

1  ЕС, р. 507 (15). Рус. пер., с. 51.

2  ЕС, р. 508 (16). Рус. пер., с. 52. Единственное, хотя и значительное, сходство меж
ду Бергсоном и Хайдеггером именно в этом и состоит: оба объясняют специфич
ность времени концепцией открытости.

3  Мы добавляем сюда проблему отношений, хотя она и не была поставлена Бергсо
ном эксплицитно. Известно, что отношение между двумя вещами не может быть
сведено к какому-либо атрибуту одной или другой из них, и тем более — к одному из
атрибутов множества. Зато возможность связывать отношения с неким целым оста
ется, если это целое мы мыслим как «континуум», а не как заданное множество.


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz