|
Предыдущая Следующая
266
Между искусством и мифом Л.-С. находит гораздо
больше сходства, чем различий. Их сходство проявляется прежде всего в том, что
оба они преследуют смысл и значение, черпая их из одного и того же источника —
бессознательного, а также из внутренних структурных свойств. Сближаются они и
по своим познавательным характеристикам, поскольку в обоих случаях речь идет не
столько о познании, сколько об «интеллектуальных поделках», в которых научные
понятия смешиваются с художественными образами и вымыслом. В общем, хотя,
согласно формуле Л.-С., искусство располагается на полпути между мифом и
наукой, в контексте всей его концепции оно все-таки находится гораздо ближе к
мифу.
Соч.: Печальные тропики. М., 1984; Структурная антропология. М., 1985;
«Болеро» М. Равеля // Музыкальная академия. 1992, № 1. Le regard éloigné.
P., 1983; La voie des masques. P., 1979.
Лит.: Мелетинский E. M. Поэтика мифа. M.,
1977; Автономова H. С. Философские
проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977; Силичев Д. А. Эстетические
взгляды К. Леви-Стросса. // Вопросы философии. 1986, № 3. Он же. Эстетические
концепции в структурализме. // История эстетической мысли. Т. 5, М., 1991; Charbonnier G. Entretiens
avec Claude Lévi-Strauss. P., 1969; Simonis
J. Claude Lévi-Strauss ou la «Passion de l'inceste».
P., 1968; Merquior
J. G. L'esthétique de Lévi-Strauss. P., 1977.
Д. Силичев
Леже (Léger) Фернан (1881-1955)
Известный французский
художник, внесший существенный вклад в искусство XX в. С 1900 г. жил в Париже,
профессионально занимался искусством, находился в центре художественной жизни
европейского авангарда (см.: Авангард) начала
столетия. В плане художественно-стилистических исканий творчески пережил
увлечения кубизмом,
футуризмом, наивным искусством, конструктивизмом. В результате пришел к индивидуальному стилю, основанному на
использовании отдельных приемов, элементов и принципов художественного
выражения этих направлений. На раннем этапе создавал полуабстрактные живописные
композиции из объемных элементов, близкие к тем, которые в России в то же время
писали кубофутуристы (см.: Кубофутуризм). Участвовал в Первой мировой
войне, которая дала толчок его восприятию человека в качестве некой
незначительной детали огромной социальной машины (военной машины, в данном
случае). К острому ощущению машинизации (или даже машинной природы) общества
его приводит и активизировавшийся в послевоенные годы технический прогресс,
который отнюдь не воспринимался им негативно. Вслед за футуристами его начинают
активно интересовать конструкции, детали и элементы мира техники: колеса
поездов, рельсы, шестерни, различные моторы, шкивы и т. п. Однако, в отличие от
футуристов, его внимание привлекает не их динамика — участие в каких-то
механических процессах, а их статическая форма в отрыве от их утилитарных
функций. Движение и время вообще не интересуют Л. Он создает предельно
статичные, уравновешенные композиции, в которых пространство и ритм возникают
исключительно за счет структурной организации ярких цветных (часто локальных
цветов) плоскостей и обобщенно-упрощенных форм предметов и человеческих фигур.
Последние полностью уравнены в правах с остальными изображаемыми предметами и
абстрактными формами.
Предыдущая Следующая
|
|