|
Предыдущая Следующая
Лит.: George W. Larionow. Luzern,
Frankfurt. 1968; Gray C. The Russian
Experiment in Art 1863-1922. London, 1962.
Л.Б.
Лэнд-арт (англ. Land Art — природо-искусство)
Одно из ответвлений Минимал-арт, когда деятельность художника выносится на природу и
материалом для арт-объектов служат, как правило, или чисто природные материалы,
или их сочетание с минимальным количеством искусственных элементов. В период 60
— 80-х гг. художниками В. Де Мария, М. Хайцером, Д.Оппенхэймом, Р. Смитсоном,
Христо и др. были реализованы крупномасштабные проекты, как правило, в
малодоступных, слабо освоенных человеком местах природного ландшафта — в
пустынях, горах, на дне высохших озер и т.п. Художники рыли огромные котлованы
и рвы различной формы (Хайцер), строили из обломков скал различные
нагромождения, выкладывали спирали из камней в морских заливах (Смитсон),
рисовали с помощью
277
извести некие огромные
рисунки на лугах, сооружали крупномасштабные неутилитарные объекты в
малонаселенных местностях и т. п. Так, в 1977 г. Вальтер де Мария создал в пустынной
равнине в Нью-Мексико объект под названием «Светящееся поле». На пространстве 1 миля на 1 км он вбил в землю 400
стальных стержней (из нержавеющей стали, 16 рядов по 25 штырей в каждом)
диаметром 2 дюйма
и средней высоты 20 футов
7,5 дюйма
(около 7 метров)
таким образом, что верхние концы штырей находились в идеальной горизонтальной
плоскости независимо от меняющегося рельефа местности, то есть образовывали как
бы горизонтальную сетку. Если смотреть на объект с достаточного расстояния на
утренних и вечерних зорях, то стержни практически незаметны, но хорошо видно
отраженное ими сияние, как бы парящее над землей без всякого видимого
источника. В органическом слиянии с пустынным пейзажем, обрамленным живописной
кромкой дальних гор, объект по свидетельству очевидцев, производит сильное
впечатление некой ирреальной игры природных энергий. Особый эффект возникает на
этом поле и при грозе, когда разряды молний концентрируются на металлической
конструкции. Таким способом лэнд-артисты на практике реализовали некоторые
принципы энвайронментальной
эстетики, получившей теоретическую разработку в последней трети XX
в.
Один из наиболее впечатляющих и живописных проектов
был осуществлен Христо в 1983
г. во Флориде и назывался «Окруженные острова». В
Бискайском заливе, на расстоянии 7
миль от Майами, Христо окружил 11 маленьких островов
плавающим на воде обрамлением из специальной сверкающей ткани розового цвета
(тона фламинго), общей площадью 6 млн. кв. футов. С воздуха объект Христо
напоминал огромные причудливые лилии, распустившиеся вдруг на изумрудной
поверхности залива. Свой объект, который считается самым красивым в Л.-а.,
художник посвятил Клоду Моне (см.: Импрессионизм). Для реализации проекта было
задействовано 430 рабочих, много других специалистов и техники. В его
документации особо подчеркивается, что он экологически абсолютно чист и
безопасен. Предыдущая Следующая
|
|