Другой представитель М.и. Барнетт Ньюмен считал, что гипнотическая сила цветового пространства ощущается только в том случае, если его огромные полотна рассматривают вблизи, без какой-либо дистанции. Об этом, кажется, знал еще Клод Моне (см.: Импрессионизм), когда писал в конце жизни свою знаменитую цветовую симфонию «Кувшинок-нимф» (Musée de l'Orangerie des Tuileries), названную Андрэ Массоном «Сикстинской капеллой современного искусства». В Европе к М.и. могут быть отнесены монохромы Лучио Фонтана и Ива Клайна, а также эксперименты со свето-цвето-пространством группы «Зеро». Свою концепцию нового синтетического пространственно-временного искусства, изложенную в «Manifesto bianco» (1946), Фонтана начал осуществлять с разрушения традиционной и «неприкосновенной» монохромной поверхности холста путем нанесения ей ножевых порезов и рваных ран. Участники группы «Зеро» стремились к созданию специфических свето-динамических пространств (например, белые гвоздевые картины Гюнтера Юккера), имеющих целью также определенное медитативно-гипнотическое воздействие на зрителя. В целом М.и. — это одна из реакций Культуры на угрожающе прогрессирующую экспансию ПОСТ-. Л.Б., В.Б. Мессидж (message — англ.: послание)
Смысл, идейное содержание
художественного произведения. М. транслируется реципиенту имплицитно или
эксплицитно, может быть художественным либо внехудожественным. Эксплицитный М.
открыто формулирует теорию, тезис, излагает авторскую позицию (социальное
послание в ангажированной эстетике, в
частности экзистенциализме
А.Камю и Ж.-П.Сартра 40-х гг.). Имплицитный
М. избегает вербализации, используя чисто художественные средства (аллюзии,
подтекст и т.п.) для передачи авторских идей (философский М. довоенного
экзистенциализма, психоаналитический М. фрейдизма). Художественный М. — сугубо эстетическое послание, связанное с эстетическими качествами произведения,
эстетическим удовольствием (красота линии, цвета, колорита). К нему нередко
прибегают для промоушэна инновационных арт-феноменов, нарушающих традиционные
критерии прекрасного
(асимметрия, диссонанс и т.д.). Функция
внехудожественного М. — передача философских, нравственных, политических,
научных и других идей. Н.М. Метафизическая
живопись (ит. — pittura metafisica; франц. — peinture métaphysique)
Камерное, но значимое
направление в искусстве авангарда
первой трети XX в. Его
главным создателем, практиком и теоретиком был работавший в Париже итальянский
художник Джорджо де Кирико. Основные 295 метафизические картины
были созданы им в период 1910-1919 гг. С |